Александр Георгиевич Ивченко — советский инженер-конструктор, выдающийся разработчик авиационных двигателей. Различные типы моторов, разработанные под его руководством, были достойными соперниками зарубежных аналогов, а в ряде случаев превосходили их.
Он родился 10(23) ноября 1903 года в Запорожье, в городе Большой Токмак. Проработав литейщиком на заводе «Фукс и Клайнер», в 1930 году он поступает в Харьковский механико-машиностроительный институт, на факультет «Двигатели внутреннего сгорания», который закончил в 1935 году.
Свой путь в авиации он начинает инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова № 29. Спустя некоторое время становится рядовым конструктором, а затем начальником конструкторской бригады. В этом качестве, Ивченко участвует в доработке двигателя М-88, впоследствии установленного на самолеты, бомбившие Берлин в августе 1941 года.
По словам наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина, М-88 «был одним из четырех двигателей, на котором воевала наша авиация». Всего за всю войну под руководством Ивченко было произведено 27 000 двигателей АШ-82ФН для самолетов Лавочкина и Туполева.
В 1945 году в Запорожье создается опытно-конструкторское бюро (ОКБ № 478). Его начальником назначается Александр Ивченко. В течение 25 лет он вместе с коллегами создавал различные типы поршневых, газотурбинных и реактивных авиационных двигателей для отечественных вертолетов Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Як-100 и других. А также самолетов - транспортных, пассажирских и десантных: Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40, гидросамолёта Бе-12 и других.
Например, для самолетов марки «Ан» Ивченко разработал двигатель нового типа АИ-20, обладавший наибольшим межремонтным ресурсом - 8 000 часов и назначенным - 22 000 часов. Впервые в СССР он создал двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25, который был установлен на пассажирском самолете Як-40.
В 1960 году за создание двигателя АИ-20 к самолету Ил-18 Ивченко и его коллеги Лотарев, Пантелеев, Зленко и Шведченко получили Ленинскую премию.
По воспоминаниям современников, Александр Георгиевич был скромен, прост в общении, любил юмор. Известен случай, когда Хрущёв после летных испытаний предложил тост за Ивченко … «бракодела» - у того было пять детей, и все – девочки. Но конструктор в долгу не остался. Как-то, осматривая пассажирский лайнер Ан-10 Никита Сергеевич заметил: «Говорили, что самолет некрасивый, пузатый. Но мне нравится!» Специалисты насторожились, не зная, как это воспринимать. Тогда Ивченко ответил насчет пуза: «У нас, как у моряков: все, что выше колен, считается грудью!» Хрущеву ответ понравился и КБ Ивченко получило деньги на строительство 75-квартирного дома для сотрудников.
В 1968 году Александра Ивченко не стало. Но его дело продолжает жить до сих пор: авиадвигатели, им разработанные, в настоящее время используются в 60 типах летательных аппаратов более чем в 100 странах мира.
Источник фото: Jonathan Borba on Unsplash