15 сентября 1959 г. в плавание отправился первый атомный ледокол на планете. Его создание стало отправной точкой технической революции в мировом судостроении. Взламывая тысячелетние льды, легендарному кораблю с ядерной энергетической установкой на борту предстояло проложить дорогу в Арктику. Рассказываем об истории уникального проекта под названием «Атомный ледокол “Ленин”».

Первый в мире атомный ледокол создавался в годы холодной войны между СССР и США. Его строили в первую очередь для освоения Северного морского пути, но еще и для того, чтобы продемонстрировать технологическое превосходство одной державы над другой. Мощное непотопляемое судно, способное выполнять сложнейшие маневры, выдерживать качки и справляться с ударными нагрузками, хорошо защищенное от радиации и других опасностей… Что могло проиллюстрировать образ Советского Союза лучше, чем такой амбициозный проект? Пожалуй, только отечественная космонавтика, но ведь космос так далек, а атомный ледокол «Ленин» находится прямо здесь, на земле, степенно прокладывая путь себе и другим кораблям на Северном полюсе.

Главное преимущество атомного ледокола в том, что такое судно не нужно дополнительно заправлять топливом в пути, а высокая мощность корабля позволяет на ходу рубить толстый лед и, прочищая путь, двигаться вперед, практически не снижая скорости.

В качестве ядерного топлива на атомоходе «Ленин» использовали радиоактивный химический элемент уран.

На борту находилось три ядерных реактора ОК-150 водо-водяного типа мощностью по 90 МВт каждый. Атомоход колоссально превосходил своих современников — ледоколы других типов («Ермак», «Москва» и др.). Корабль мог работать в автономном режиме в течение года и раскалывал льды толщиной около 2 м и больше. Его скорость по чистой воде составляла около 18 узлов (33 км/ч).

Атомный ледокол «Ленин» в порту Мурманска. Фото: koltduo / 123RF

Атомный ледокол «Ленин» в порту Мурманска. Фото: koltduo / 123RF

 

Проектом руководил один из патриархов ядерной энергетики и советского атомного флота академик Анатолий Петрович Александров (президент АН СССР с 1975 по 1986 г.). Под руководством ученого в Советском Союзе были созданы атомные подводные лодки трех поколений и надводные боевые корабли, оснащенные мощным ракетно-ядерным вооружением.

Но А.П. Александров давно мечтал об использовании атома в мирных целях: для развития народного хозяйства и отечественной науки. Вместе с И.В. Курчатовым академик подготовил постановление правительства о проектировании и строительстве атомного ледокола «Ленин».

Ставший легендарным корабль был заложен на верфи Адмиралтейского завода в августе 1956 г., а в декабре 1959 г. введен в состав ледокольного флота СССР.

Строительство атомохода «Ленин» началось в 1954 г., а впервые на воду судно спустили в 1957 г. Через два года, осенью 1959 г. прошли ходовые испытания в Финском заливе, а зимой того же года был подписан акт о вводе корабля в эксплуатацию. В эти же годы в нашей стране создавались первые реакторы атомных электростанций (в Обнинске в 1954 г. была открыта первая в мире АЭС), разрабатывались первые установки управляемого термоядерного синтеза, совершенствовались вычислительные машины, центрифуги для разделения изотопов, ускорители и системы контроля радиационной безопасности и др.

Но вернемся к нашему ледоколу. Первая экспедиция «Ленина» не была безоблачной. Морякам приходилось справляться с различными техническими проблемами и оперативно устранять их, нарабатывая опыт ледового плавания. Так, с самого начала на судне возникли сложности, связанные с ненадежностью парогенераторов. В последующие годы парогенераторы дважды заменяли, а затем и вовсе решили капитально отремонтировать и модернизировать весь атомоход.

Арктика. Фото: erectus / 123RF

Арктика. Фото: erectus / 123RF

 

За 30 лет работы легендарный ледокол «Ленин» стал настоящим плавучим университетом, где отрабатывались новые технологии и накапливался уникальный опыт длительного арктического мореплавания. Атомоход взрастил целую плеяду знаменитых отечественных моряков. Корабль прошел сотни тысяч миль по льду и провел сквозь неприступные льды тысячи судов.

Атомоход вышел из эксплуатации в 1989 г., и на смену ему пришли более совершенные морские суда. В 1971 г. «Ленин» впервые прошел севернее Северной Земли, открыв путь для будущей экспедиции на Северный полюс нового атомного ледокола «Арктика» (1977). Сегодня это самый мощный атомный ледокол в мире и один из самых дорогих отечественных проектов. В создание «Арктики» (главного атомохода из серии судов проекта 22 220 «Арктика») было вложено 42 млрд руб. ($709 млн). Одной заправки обогащенным ураном «Арктике» хватает на семь лет. Новый флагман российского атомного флота способен преодолевать льды толщиной около 3 м, а его скорость движения во льдах при этом составляет около одного-двух узлов (1,85–3,7 км/ч.) Атомный ледокол «Ленин», в свою очередь, мог проходить лед толщиной около 2 м (1,6–1,7 м) со скоростью около двух узлов.

На текущий момент Россия остается единственной страной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом.

Сегодня увидеть прародителя всех атомных ледоколов ― атомоход «Ленин» — можно в морском порту Мурманска. На борту судна, некогда побеждавшего арктические льды, работает выставочный центр, посвященный атомному флоту России. Это одно из самых посещаемых туристических мест на Кольском Севере.

Фото в шапке текста и на главной странице: pavelshlykov / 123RF. Создано с помощью ИИ