Фото: © hermitagemuseum.org / Д.Трахтенберг

Фото: © hermitagemuseum.org / Д.Трахтенберг

В этом году наша страна отмечает 76-летие Победы в Великой Отечественной войне. В годы войны, пока советские солдаты и военачальники боролись с немецко-фашистскими захватчиками, не менее важный подвиг совершали и работники культуры — сохраняя произведения искусства и спасая мировое культурное наследие. 

О том, как музейные коллективы сохраняли художественные ценности, — наш материал. 

ЗИМНИЙ ОБОЗ В ПУТИ

На знаменитой картине Айвазовского 1857 года изображен обоз, который движется по московско-сибирскому тракту. Именно по этой дороге в 1940-е военные годы ценности Смоленского государственного музея-заповедника (картина сегодня экспонируется в Смоленской художественной галерее) уезжали в эвакуацию вглубь страны, в Новосибирск. В каком-то смысле картина,  за которую художник был посвящен в кавалеры ордена Почетного легиона, оказалась пророческой, ведь именно такой путь пришлось проделать полотну, чтобы сохраниться для потомков.

Автор: Иван Айвазовский/ http://www.smolensk-museum.ru/files/495/img_0580_3.jpg

Автор: Иван Айвазовский/ http://www.smolensk-museum.ru/files/495/img_0580_3.jpg

«Собрание Смоленского музея до Великой Отечественной войны представляло собой исключительный интерес <...> У истоков формирования собрания стояли великие просветители своего времени: В.Н. Тенишев, Л.В. Барщевский и другие. После революции собрание пополнялось за счет новых поступлений. До Великой Отечественной войны в Смоленском музее было открыто девять разнообразных экспозиций. <...>  В годы Великой Отечественной войны эвакуация музеев была возложена на местные органы образования, но в экстремальных условиях в Смоленске о музеях попросту забыли. В ночь на 5 июля 1941 года в ходе бомбардировки города один из снарядов попал в церковь Иоанна Богослова, крыша церкви загорелась. В то время там располагался Исторический музей, и музейщики поняли, что медлить с эвакуацией больше нельзя <...> Работа по эвакуации музейных ценностей длилась днем и ночью в условиях непрекращающихся бомбардировок. В ночь с 8 на 9 июля вагон с музейными экспонатами отправился в город Горький (ныне — Нижний Новгород) <...> В Горький эвакуировали 26 тысяч 52 единицы хранения: ткани, нумизматику и, конечно же, картины <...> Далее эшелон в составе 50 вагонов отправился в Новосибирск», — рассказывают сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Как это было... Спасение музеев в годы войны (1 я часть). Смоленский государственный музей-заповедник.

БЛОКАДНЫЙ ЭРМИТАЖ

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из крупнейших художественных музеев в мире. Разумеется, спасение Эрмитажа в самом начале Великой Отечественной войны стало основной задачей работников культуры. За почти трехсотлетнюю историю Эрмитажа его экспонаты эвакуировали три раза: в 1812 году, в 1917 году и в 1941 году. 

В условиях Великой Отечественной войны работа по спасению ценностей Эрмитажа велась круглосуточно. В 1941 году в Сибирь и на Урал в специальных вагонах отправили и произведения искусства  из Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственного музея нового западного искусства, Музея восточных культур  и других. Велась также эвакуация Музеев Кремля. Работая дни и ночи напролет, под обстрелами врага, работники музеев рисковали своими жизнями, чтобы сохранить для потомков уникальные произведения искусства. В июле 1941 года сотрудниками Эрмитажа было вывезено и спасено более миллиона экспонатов.

Хранилище в Новосибирске, 1942 год.© Государственная Третьяковская галерея.

Хранилище в Новосибирске, 1942 год.

© Государственная Третьяковская галерея.

Директор филиала Эрмитажа в Свердловске В.Ф. Левинсон-Лессинг писал: «Картины малого и среднего размера (примерно до 100 х 75 см) были упакованы в ящики с гнёздами, образованными укреплёнными вертикально на стенах ящиков параллельными рейками, обитыми сукном; картины прочно укреплялись между этими рейками посредством деревянных брусков. В одном ящике такого типа помещалось от 20 до 60 (в отдельных случаях и больше) картин. Наиболее крупные по размеру картины были сняты с подрамников и накатаны на валы… На каждый вал накатывалось от 10 до 15 картин, переложенных бумагой. Зашитые в клеёнку валы укладывались в прочные продолговатые ящики и укреплялись наглухо на специальных стойках. Ввиду длительности операции снятия больших картин с подрамников, неизбежности некоторого повреждения при этом кромок холста, а также возможного в некоторых случаях образования трещин, этот способ был ограничен только пределами строгой необходимости, то есть он был применён только для тех картин, размеры которых не дали бы возможности внести их без снятия подрамника в вагон».

Распаковка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944 год.© Государственная Третьяковская галерея.

Распаковка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944 год.

© Государственная Третьяковская галерея.

Современная коллекция Государственного Эрмитажа — это около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе — живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Общая площадь музея сегодня составляет 233 345 квадратных метров.

ПОДВИГ ВО ИМЯ ИСКУССТВА

Знаменитый столичный Пушкинский музей тоже хранит историю о спасении уникальной коллекции. Эвакуировать удалось более ста тысяч экспонатов, но некоторые пришлось оставить в Москве из-за невозможности их транспортировки.

«Это был подвиг. Музейные сотрудники не ходили в атаку, но сохраняли искусство и даже в условиях голода, холода и изнуряющего труда успевали замечать красотукогда наша знаменитая мраморная лестница от холода покрылась изморозью, то сотрудники в своих воспоминаниях писали, что она была прекрасна и сверкала, как в сказочном дворце», — рассказывала в беседе с ТАСС старший научный сотрудник отдела рукописей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Наталья Александрова.

Удивительно, что даже в самые тяжелейшие в истории годы людям не было чуждо чувство прекрасного, а возможно, они еще острее ощущали всю красоту искусства. Так, в Эрмитаже, например, в годы Великой Отечественной войны проводились экскурсии. В залах с пустыми рамами работники музея рассказывали гостям о том, какая картина ранее висела в той или иной раме; они описывали каждую картину и каждую историю, с ней связанную, в ярчайших деталях. Сами же полотна в это время хранились в подвалах Оперного театра Новосибирска.

На основе рисунков, выполненных Верой Милютиной и Василием Кучумовым в блокадном Эрмитаже, японский художник Ясумаса Моримура создал проект под названием «Эрмитаж. 1941-2014». На фотографиях Моримуры представлен он сам в одежде военного времени, пустые рамы вместо картин на стенах залов, как это было в годы войны, и посетители современного музея. Таким образом, в известной работе японского художника, которая сейчас хранится в Эрмитаже рядом с полотнами Рембрандта, воедино слились блокадное прошлое и современная жизнь.

Вера Милютина. Зал Рембрандта / Рисунок углем. 1942 год. Фото: Государственный Эрмитаж.

Вера Милютина. Зал Рембрандта / Рисунок углем. 1942 год. Фото: Государственный Эрмитаж.

Ясумаса Моримура. Проект «Эрмитаж. 1941 - 2014». Фото: Государственный Эрмитаж.

Ясумаса Моримура. Проект «Эрмитаж. 1941 - 2014». Фото: Государственный Эрмитаж.

Из городов эвакуировали не только экспонаты, связанные с искусством, но и естественно-научные коллекции. Так, вскоре после начала Великой Отечественной войны основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс подготовил список экспонатов к эвакуации первой очереди. В него вошли скелеты двух птиц — вымерших видов, редкие издания сочинений французского ученого Жоржа Луи Бюффона, атлас Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки» (сегодня это самая дорогая в мире печатная книга из проданных на аукционе), чучела тропических птиц, ценные шкуры животных, скульптуры и многие другие предметы, сообщает портал КУЛЬТУРА.РФ. Ящики с ценностями были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря.

Также была эвакуирована большая часть коллекции Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова и других естественно-научных музеев; спасению подлежало и ценное имущество библиотек.

В целом в годы Великой Отечественной войны в нашей стране пострадало свыше 160 музеев, 4000 библиотек (погибло 115 миллионов изданий), 19 областных архивов (утрачено 17 миллионов дел). Сведения об утратах российских учреждений культуры регулярно публикуются в уникальном справочно-информационным издании под названием «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Благодаря подвигу отечественных музейщиков удалось сохранить внушительную часть произведений мирового искусства, которыми сегодня мы можем наслаждаться без ограничений.

Фото на главной странице сайта: https://novate.ru/blogs/070820/55594/