Слоны являются рекордсменами по количеству обонятельных рецепторов

Число генов обонятельных рецепторов у африканских слонов вдвое больше, чем у собак, и в пять раз больше, чем у человека.

Но это не значит, что слоны смогут заменить собак-ищеек. Хотя число активных обонятельных генов у слонов очень велико — 2000, вдвое больше, чем у собак, и в пять раз больше, чем у человека. Слоны обошли также лошадей, кроликов, морских свинок, коров, различных грызунов и шимпанзе. Предыдущим рекордсменом считалась крыса — у нее около 1200 генов, отвечающих за восприятие запаха.

Запах является одним из важнейших аспектов функционирования хобота слона, который действует так же, как рука, захватывая пищу и другие предметы. «Представьте, что ваш нос находится у вас на ладони и когда вы трогаете рукой пищу, вы чувствуете ее запах», — говорит один из авторов исследования.

И все же главное, как подчеркивают ученые, не число обонятельных рецепторов, а умение ими пользоваться. Собака способна учуять запах в очень малых концентрациях, и ее нюх в миллион раз лучше, чем у слона.

В свою очередь, слоны различают запахи очень широкого спектра, чего не могут делать собаки. Они, например, способны отличать по запаху одно человеческое племя от другого. Животные ведут себя очень агрессивно по отношению к масаи, которые охотятся на слонов, чтобы показать свою мужественность и силу, а к аграрному племени камба слоны абсолютно равнодушны.

Источник: genome.cshlp.org, www.washingtonpost.com