Журнал Science проанализировал мобильность ученых во всем мире, основываясь на данных ORCID – общественной организации, которая присваивает ученым уникальные идентификационные номера.

Оказалось, что почти треть (32%) ученых, получивших докторскую степень в Великобритании, живет за границей, в то время, как в среднем для стран ЕС этот показатель составляет 16%, для США — 19%, а для стран Азии — только 10%.

Самый мощный приток «мозгов» со всего мира происходит в США. В последние годы более трети ученых степеней в различных областях и инженерии, присуждаются в Соединенных Штатах лицам с временными визами. Интересно, что с 2002 г. это количество постоянно существенно растет — по-видимому, из-а последствий террористических атак 11 сентября 2011 года.

Самым «кочевым» ученым, по данным ORCID, признан специалист по биологическому синтезу Римантас Кодзиус из Латвии. С 1995 года, когда он поехал получать высшее образование в Австрию, он пересек 10 границ, занимал ведущие исследовательские должности в институтах Германии, Японии, Швеции и Саудовской Аравии. Сейчас Римантасу 42 года. В марте он писал в e-mail журналу Science: «Я приехал в Китай всего неделю назад. Мой дом — там, где я живу и работаю в данный момент».

Стоит отметить, что хотя база данных OCRID и включает 3 млн академических CV, она, конечно, все же не охватывает всех ученых мира. Поэтому полученная с ее помощью картина академической миграции не абсолютно точна и полна. Тем не менее, это анализ Science стал «большим шагом вперед», сказала Пола Стефан (Paula Stephan), экономист из университета Джорджии в Атланте (США). В 2012 году она была ведущим автором аналогичного исследования, основанного на данных о 17 тысяч ученых. То исследование было опубликовано в журнале Nature Biotechnology.

Напомним, недавно с помощью анализа больших данных удалось пролить свет на другую миграцию — а именно, на заселение древними людьми Америки.