Историк, археолог, художник, статс-секретарь, действительный тайный советник, коллекционер, первый директор Императорской Публичной библиотеки, президент Академии художеств и… возможный прототип Митрофанушки из «Недоросля»? Последняя характеристика в этом ряду кажется совершенно не подходящей, и тому есть достаточно оснований. «Виновником» распространения этого мифа, по словам исследователя Л.В. Тимофеева, был младший современник А.Н. Оленина, прозаик В.П. Бурнашев, который печатался под псевдонимом Петербургский Старожил. Он опубликовал рассказ литератора Измайлова об А. Оленине, где говорилось, будто бы до восемнадцати лет «этот друг наук и искусств был величайшим невеждою, воспитанным матерью». «Спас» будущего директора Императорской Публичной библиотеки его дядя, который дал юноше прекрасное образование. В. Бурнашев говорит и о том, что Алексею Оленину довелось в молодом возрасте увидеть постановку «Недоросля», которая оказала на него колоссальное влияние – «заставила приняться за учение, бросить голубятничество и страсть к бездельничанью». Исследователи до сих пор спорят о справедливости подобных суждений. Но не приходится сомневаться в том, что, повзрослев, Алексей Оленин не зря слыл одним из самых образованных людей своего времени.
Он родился в Москве и принадлежал к старинному дворянскому роду. Стараниями дальней родственницы, знаменитой княгини Е.Р. Дашковой, в 11 лет его зачислили в Пажеский корпус – одно из самых привилегированных учебных заведений в Российской империи. Спустя 6 лет за успехи в учёбе Екатерина II отправила его в Дрезденскую артиллерийскую школу для совершенствования знаний. В Германии Алексей Оленин изучал историю, архитектуру, живопись, словесные науки и археологию, увлёкся античной литературой и искусством, в совершенстве овладел несколькими языками. В то же время он начал составлять словарь «старинных военных речений» с подробными комментариями, за что спустя год по возвращении в Россию был избран членом Российской академии.
Его интересовало очень многое. Мемуарист Ф.Ф. Вигель писал об А. Оленине так: «сам император Александр прозвал его Tausendkünstler, тысячеискусником». А. Оленин иллюстрировал художественные произведения, писал о русской истории и археологии. Его «Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» положило начало русской научной палеографии и эпиграфике. Стремительным было и его продвижение по государственной службе: при Александре I он стал статс-секретарём Государственного совета и возглавил Академию художеств.
В 1811 году, когда А. Оленину было 44 года, он стал директором Императорской Публичной библиотеки. К тому моменту он считался известным учёным и талантливым государственным деятелем. Перед ним стояла объёмная и сложная задача – создать российскую национальную библиотеку. А. Оленин привлекал к работе многих писателей и учёных, например, поэта Н. Гнедича, лингвиста А. Востокова, баснописца И. Крылова, эллиниста Д. Попова. Это поспособствовало тому, что вскоре библиотека стала культурным центром Петербурга. К 1820 году Публичная библиотека стала одной из крупнейших в Европе и насчитывала в своем составе 300 тысяч книг и 11 тысяч рукописей.
Дом А. Оленина был одним из самых известных в Петербурге. Там собирались видные деятели культуры и искусства. Современники отмечали, что в доме А. Оленина европейские новшества гармонично сочетались со старинными русскими традициями. Многие посетители с любовью и теплотой говорили о хозяине дома. А баснописец И. А. Крылов, посылая А. Н. Оленину свою книгу, писал:
Прими, мой добрый Меценат, дар благодарности моей и уваженья.
…
Благодарным быть никак я не стыжусь и в простоте сердечной
Готов всегда и всем сказать, что, на меня щедрот монарших луч склоня,
Ленивой музе и беспечной моей ты крылья подвязал.
Автор: Анастасия Могилёвская
Источники: https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51512
https://cyberleninka.ru/article/n/vokrug-prototipa-mitrofanushki-denisa-fonvizina/viewer
http://nlr.ru/history/articles/Olenin.pdf
http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olenin_an.php
https://d1825.ru/viewtopic.php?id=5856&p=3
Иллюстрация в тексте: А.Г. Варнек (1782-1843). Портрет А.Н. Оленина. Холст, масло. 85х68. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Инв. № Ж-209