Материалы портала «Научная Россия»

Уже с шести лет девочки начинают недооценивать свои интеллектуальные способности

Уже с шести лет девочки начинают недооценивать свои интеллектуальные способности
Новое исследование показывает, что гендерный стереотип, гласящий что мужчины умнее женщин, начинает работать, когда детям исполняется всего шесть лет.

Докторант университета штата Иллинойс Лин Бян (Lin Bian) и профессор Нью-Йоркского университета (США) Андрей Кимпиан (Andrei Cimpian) установили, что с шести лет девочки начинают реже соотносить интеллектуальную блистательность со своим полом и избегают активности, связанной с ее демонстрацией. О результатах исследования рассказывает пресс-релиз Нью-Йоркского университета.

Несмотря на то, что стереотип о большей интеллектуальности мужчин был развеян, он все равно оказывает влияние на профессиональные амбиции женщин, считают ученые. «Наше общество, как правило, ассоциирует интеллектуальный блеск в большей степени с мужчинами, и такие представления отталкивает женщин от рабочих мест, которые, как считается, требуют блестящего интеллекта. Мы хотели понять, насколько подвержены маленькие дети тем же стереотипам», — сказала Лин Бян.

Ученые протестировали детей от 5 до 7 лет в ряде экспериментов. В одном из них дети услышали рассказ о человеке, который был «действительно очень умный», а затем попросили угадать, какой из четырех незнакомых взрослых (2 мужчин, 2 женщины) был главным героем этого рассказа. [NB: в английском языке прилагательное не выражает рода и поэтому не может указывать на пол субъекта. — Научная Россия]. Авторы исследования также попросили угадать, кто в парах взрослых разного пола был «очень, очень умным».

Результаты показали, что мальчики и девочки в возрасте пяти лет склонны оценивать положительно свой собственный пол, но девочки в возрасте шести-семи лет значительно реже, чем мальчики связывают блестящий интеллект со своим полом. Эти возрастные различия были во многом схожи между детьми различных социально-экономических и расово-этнических групп.

В другой серии экспериментов ученые хотели выяснить, влияют ли эти представления на интересы детей. Для этого уже другой группе детей в возрасте от шести до семи лет были предложены две игры: «для самых, самых умных» и «для самых, самых старательных». Сюжет и правила этих игр были очень похожи. По окончании ученые спросили детей, насколько им понравились эти игры. Опять же они увидели, что девочки были меньше заинтересованы в игре «для самых умных», хотя в отношении к игре «для самых трудолюбивых» не было никаких различий между детьми разного пола.  

«В более ранних работах мы обнаружили, что взрослые женщины менее склонны получать высокие степени в областях, которые, как считается, требуют "блеска", и новые результаты показывают, что эти стереотипы начинают влиять на выбор девочек в душераздирающе молодом возрасте», — прокомментировала Сара-Джейн Лесли (Sarah-Jane Leslie), профессор Принстонского университета, которая также участвовала в работе.

Тем не менее, исследователи предупреждают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы разобраться, насколько широко применимы полученные результаты.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что гендерные стереотипы распространяются даже на младенцев — в частности, плач грудничка мужского пола кажется многим более мужественным, хотя в действительности нет значимых различий в голосах детей вплоть до пубертата.

гендерные стереотипы девочки интеллект

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий