Источник фото - ru.123rf.com

Исследовательская группа Сеченовского Университета разработала простой, эффективный и недорогой метод изучения строения головного мозга. Его уже начали применять для изучения вопросов острой остановки дыхания, сердцебиения и их влияния на мозговой кровоток и состояние коры головного мозга.

Метод начали разрабатывать ученые Камилло Гольджи и Сантьяго Рамон-и-Кахаль, которые получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за изучение строения нервной системы. Он позволяет изучать под микроскопом строение и взаимодействие клеток мозга и человека. В 1906 году Гольджи установил, что, если опустить срез нервной ткани в слабый раствор нитрата серебра, нейроны окрасятся в черный цвет и станут хорошо видимыми. Однако окраска серебром была жесткой и рассмотреть ткани детально не удавалось.

Сейчас, когда заболевания нервной системы в России заняли третье место среди причин смертности населения, ученым Сеченовского Университета удалось доработать метод. Они соединили на одном препарате два красителя: серебро и крезиловый фиолетовый. Благодаря такой комбинации на срезе в 5 микронов, помимо нейронов с отростками, хроматофильной субстанции и ядрышек, исследователи выявили глубинные клетки — астроциты.

Метод имеет большое практическое значение для всего населения России. Благодаря его внедрению в медицинскую практику иммуногистохимический анализ, позволяющий диагностировать опухоль, выявить первичный раковый очаг, спрогнозировать варианты течения заболевания и успешность лечения, станет доступен каждому. Раньше его цена была около 50 тысяч рублей, теперь станет около десяти тысяч. Кроме практического применения новый метод имеет колоссальное значение для исследований нервной системы.

«Мы наконец добрались до детальной характеристики межструктурных взаимодействий различных корковых и подкорковых участков мозга человека, которые раньше были нам недоступны», — прокомментировал открытие заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Сергей Кузнецов.

Теперь врачи смогут досконально изучить нервную систему человека и ставить диагнозы с точностью, которая раньше была недоступна. Это поможет в лечении пациентов с онкологическими заболеваниями и тяжелыми формами эпилепсии. Но на этом наши ученые не останавливаются: в будущем в этот метод планируется добавить машинное обучение и нейросети.

Источник информации: пресс-служба Сеченовского Университета