Медведица Менетрие (Arctia menetriesii) – чрезвычайно редко встречающийся вид бабочек, обитающий в малонарушенных таёжных и горных хвойных лесах Евразии. Международная группа учёных-энтомологов создала базу данных, которая поможет в определении факторов, влияющих на исключительную редкость и уникальность этого вида чешуекрылых. Описание базы опубликовано в высокорейтинговом научном журнале Scientific Data (https://www.nature.com/articles/s41597-022-01230-8), входящем в группу Nature Portfolio.

Карта находок медведицы Менетрие и фотографии некоторых мест сбора этой бабочки. Размер кружков указывает на возможную погрешность географической привязки места сбора бабочек. Источники: карта (a) – Михаил Гофаров; фото Ристо Хаверинена (b), Евгения Стрельникова (c) и Олега Берлова (d)

Arctia menetriesii была описана русским энтомологом Эдуардом Эверсманом в 1846 году по единственному экземпляру, найденному в горах на северо-востоке Казахстана. Бабочку назвали в честь Эдуарда Менетрие – русского учёного французского происхождения, одного из основоположников отечественной энтомологии.

Как отмечает руководитель международной научной группы, директор Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Архангельск), член-корреспондент РАН Иван Болотов, ключевая особенность медведицы Менетрие – весьма обширный ареал наряду с исключительной редкостью. Она распространена в нетронутых человеком лесах почти по всей Северной Евразии – от Финляндии до Сахалина, однако встретить её можно крайне редко и фактически случайно: она словно избегает человека.

По оценкам энтомологов Лавёровского центра и Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск), повторно этот вид встречается в точках, где его когда-либо фиксировали, примерно раз в 50-100 лет. У науки пока нет чётких ответов на вопрос, с чем может быть связан такой феномен, но учёные пытаются разгадать эту загадку.

С момента открытия и описания Arctia menetriesii в горной местности северо-восточного Казахстана энтомологи этот вид здесь больше не встречали. В Финляндии ареал медведицы находится в приграничных с Россией районах в радиусе около 50 км, где сохранились исконные леса. Именно в финской тайге в 1913 году произошла вторая в истории наблюдений встреча с редчайшей бабочкой. За весь период наблюдений в Финляндии было сделано семь находок, в России – около 70. Также известно о трёх находках на горных хребтах северо-восточного Китая.

Подавляющее число образцов было собрано неспециалистами, поэтому для формирования информационной базы о бабочке учёные привлекли коллекционеров. Главная идея заключалась в том, чтобы собрать все имеющиеся данные о находках этого вида за всю историю наблюдений начиная с 1846 года.

Предполагается, что не более 10-15 процентов находок, включая коллекции в Китае, могли остаться неохваченными. Созданная информационная база содержит данные о 78 собранных образцах.

– Мы считаем, что эти данные послужат основой для математического моделирования, которое бы ответило на вопросы о причинах чрезвычайной редкости этого вида. За рубежом её называют мистической и легендарной бабочкой. Все её встречи с человеком случайны. Среди коллекционеров бабочек есть поверье, что это что-то вроде синей птицы: нашедшему её человеку будет сопутствовать удача, – рассказывает Иван Болотов.

Он является одним из немногих энтомологов, кому повезло поймать медведицу Менетрие. Это произошло в Пинежском заповеднике (восточная часть Архангельской области) в 2005 году. По словам учёного, бабочка никогда не встречалась в соседних лесах Республики Коми, а вот восточнее – на неосвоенных территориях Северного Урала – её фиксировали. Коллега и соавтор Ивана Болотова, научный сотрудник Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Евгений Кошкин около 30 лет охотился на медведицу Менетрие в труднодоступных районах Хабаровского края и всё-таки добился результата.

График накопленных частот по числу находок медведицы Менетрие по годам. Также показаны и фотографии коллекционных образцов этого вида, включая бабочку из коллекции Эдуарда Эверсманна (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург), по которой вид был описан в 1846 году. Источники: график – Иван Болотов; фото Сергея Синёва (b), Евгения Кошкина (с), Олега Берлова (d) и Сергея Гордеева (e)

Внешне Arctia menetriesii сильно отличается от родственных видов. У неё броская окраска – оранжевый фон с рисунками из чёрных полос и красных пятен. Теоретически медведица Менетрие является несъедобной для птиц: яркий внешний вид должен настораживать и отталкивать пернатых и прочих охотников, поскольку напоминает окраску осы. Но учёные не имеют абсолютной ясности, как эволюционировала бабочка, какие факторы повлияли на окраску. Ещё одно любопытное отличие таёжной крылатой медведицы: все её родственники активны по ночам, а этот вид – по вечерам, до наступления сумерек. Большинство находок было сделано вблизи рек, ручьёв и озёр – бабочка по какой-то причине явно тяготеет к водным объектам.

В настоящий момент основная часть видов насекомых – редкие, к массовым относится лишь небольшое количество видов. Учёные намерены использовать медведицу Менетрие в качестве модельного таксона, который поможет вскрыть механизмы, определяющие сверхредкость большого количества видов бабочек.

– Антропогенная нагрузка на природную среду постоянно растёт, разрушаются природные экосистемы. Учёные уже говорят об «апокалипсисе» в среде насекомых. Факты свидетельствуют о том, что биомасса насекомых за последние 50 лет сократилась в 2-3 раза во многих точках планеты. А насекомые играют важнейшую роль в экосистемах – это корм для птиц, рыб и животных, опылители растений, разрушители органики и многое другое. Так или иначе, человечество во многом зависит от насекомых, которые начали катастрофически вымирать. Этого нельзя допустить. Поэтому редко встречающиеся виды насекомых требуют особо пристального внимания, – резюмирует Иван Болотов.

Статья: Bolotov, I.N., Gofarov, M.Y., Koshkin, E.S. et al. (2022). A nearly complete database on the records and ecology of the rarest boreal tiger moth from 1840s to 2020. Scientific Data, 9, 107. https://www.nature.com/articles/s41597-022-01230-8