Представители видов Homo sapiens и H. neanderthalensis начали вступать друг с другом в романтические отношения раньше, чем ученые считали до сих пор — не менее, чем 220 тыс. лет назад. К такому выводу пришли антропологи из Института изучения человеческой истории в Йене (Германия) под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) и Козимо Поста (Cosimo Posth), изложившие свои соображения в статье в журнале Nature Communications. Коротко их статью пересказывает сайт журнала Science.
Краузе и Пост с коллегами проанализировали митохондриальную ДНК (мтДНК) неандертальца, жившего около 100 тыс. лет назад в юго-западной Германии. (На всякий случай напомним, что митохондрии — это органеллы, «энергетические станции», клетки, они имеют свой отдельный генетический материал, который наследуется только по женской линии.) Внезапно, эта ДНК оказалась очень похожей на таковую ранних представителей вида Homo sapiens.
Сравнив мтДНК того неандертальца с образцами, взятыми у 17 других неандертальцев, трех денисовцев и 54 современных людей. Благодаря этому, удалось выдвинуть хорошо обоснованную гипотезу того, как человеческая мтДНК оказалась у неандертальца. Судя по всему, не позднее чем 220 тыс. лет назад представители двух наших видов уже скрещивались на территории Африки. Женщина из ранних Homo sapiens вступила в романтические отношения с мужчиной-неандертальцем, и ее митохондриальная ДНК стала распространяться среди потомков, постепенно вытесняя из популяции неандертальскую.
«Это кажется чем-то необычным, но на самом деле такие вещи случаются постоянно, — объяснил Краузе. — Например, мтДНК в некоторых популяциях медведей гризли полностью заменилась на таковую белых медведей».
Это открытие — пока что, впрочем, недостаточно доказанное, поскольку основывается на генетическом материале всего одного неандертальца — возможно, заставит пересмотреть всю существовавшую у ученых непростую картину отношений Homo sapiens и H. neanderthalensis. До сих пор считалось, что «роман» наших двух видов, протекавший, по-видимому, в три стадии, начался уже после экспансии древних людей за пределы Африки — предположительно, где-то на Ближнем Востоке. Самая ранняя дата, которая называлась до сих пор — 125 тыс. лет назад.
Как бы то ни было, гены, полученные от неандертальцев (а также денисовцев), похоже, очень помогли нашим предкам заселить весь мир. Хотя некоторые из этих генов и связаны с заболеваниями кожи.