Гены неандертальцев и денисовцев помогли людям заселить весь мир, укрепив иммунную систему наших предков и изменив функции кожи. К такому выводу пришли ученые из университета Вашингтона (США) под руководством профессора Джошуа Эйки (Joshua Akey). Статью об этом, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает пресс-релиз выпускающего его издательства Cell Press.

Ранее, на основании генетических данных уже было установлено, что «роман» древних Homo sapiens с неандертальцами (Homo neanderthalensis) и денисовцами (Homo sapiensssp. Denisova) протекал в три стадии, и каждое массовое скрещивание оставило следы в нашей ДНК. Потенциально вредные неандертальские гены затем «отсеялись» из нашего генома в результате естественного отбора, однако некоторые полезные остались — в частности, отвечающие за иммунтитет.

Эйки с коллегами решили разобраться в этом вопросе подробнее. Для этого они воспользовались ранее построенными «генетическими картами» унаследованных от неандертальцев и денисовцев участков ДНК в геноме более чем 1500 человек из разных частей света. Эти данные ученые из университета Вашингтона дополнили собственными образцами ДНК 500 человек из Восточной Азии, Европы и Южной Азии, и 27 человек из Меланезии.

Оказалось, что в основном неандертальские и денисовские гены встречаются в ДНК современных людей крайне редко, в среднем менее чем в 5% случаев. Но есть 126 групп генов, частота встречаемости которых гораздо выше и доходит до 65%. Семь из них отвечают за свойства кожи и 31 — за разные аспекты иммунитета.

«Наша работа показывает, что гибридизация была не просто забавной случайностью в человеческой истории — она имела важные последствия, которые повлияли на способность наших предков адаптироваться к разным природным условиям и распространиться по всему миру», — прокомментировал профессор Эйки.

Теперь ученые намерены пойти дальше и выяснить, как именно различные гены из этого набора повлияли на выживаемость и устойчивость к болезням. А также распространить свой анализ на еще большее количество человеческих популяций со всего света, включая и Африку.