Обнаружено новое подтверждение близких контактов человека разумного и неандертальцев, которое, помимо прочего, указывает на место встречи двух видов людей: в пещере в Израиле найден обломок черепа, свидетельствующий о том, что неандертальцы и человек разумный встретились в промежутке от 50000 до 60000 лет назад на Ближнем Востоке. Более того, он мог принадлежать человеку современного вида, который впоследствии освоил территорию Европы и Азии, вытеснив неандертальцев. Об этом сообщает журнал Science.

Антропологи не сомневаются в том, что наши предки вступали в половые связи с неандертальцами, которые вышли за пределы Африки раньше их. Все люди на Земле, кроме племен, не покидавших Африку, несут в себе часть неандертальских генов. Новая находка подтверждает и результаты последних генетических исследований: анализ, проведенный в 2010 г., показал, что до 2% генома современных европейцев и азиатов неандертальского происхождения. Это указывает на то, что наши предки по крайней мере в течение ограниченного периода времени жили вместе с неандертальцами.

Двумя годами позже ученые сравнили древнюю ДНК, извлеченную из останков неандертальца, с генетической информацией современных людей и пришли к выводу, что это скрещивание произошло между 47000 и 60000 годом на территории Ближнего Востока. А в прошлом году в Сибири были найдены самые старые останки человека современного вида. Его возраст составляет около 45000 лет. В его ДНК ученые также обнаружили чуть более 2% генома неандертальцев. Это позволило исследователям приблизительно отнести время «скрещивания» человека разумного и неандертальца к промежутку между 50000 и 60000 лет назад.

Известно, что неандертальцы жили в Европе и ближнем Востоке до этого времени. Однако до сих пор не удавалось найти останков современного человека на этой же территории, которые могли бы подтвердить эту гипотезу. Открытие израильских антропологов во главе с Израилем Хершковицем (Israel Hershkovitz) из Университета Тель-Авива дает этой теории документальное подтверждение. Исследователи обнаружили его, раскапывая каменные орудия и остатки угля, которые относятся к разным периодам.

Данные показывают, что череп не имеет отношения к этим артефактам, и ученые пока не могут понять, как именно он попал в пещеру. Исследователи назвали его Манот (Manot). Пещера, в которой был найден череп, была естественным образом замурована на срок от 15000 до 30000 лет. Он неплохо сохранился благодаря влажному климату в пещере. Ученые сделали соскоб кальцита, образовавшегося на внутренней и внешней стороне черепа, и провели датировку. Анализ показал, что возраст его составляет примерно 55000 лет. Это обстоятельство поместило череп прямо к середине предполагаемого времени «скрещивания» неандертальцев и человека разумного.

У исследователей нет сомнений в том, что это череп человека разумного. Налицо характерные анатомические признаки: широкий лоб и теменные кости, которые параллельны друг другу и повернуты вертикально. Таким образом, несмотря на то, что у черепа отсутствуют челюсть и зубы, у антропологов нет сомнений в том, что он принадлежал человеку современного вида, который начал осваивать Европу около 45000 лет назад.

По словам профессора Хершковица, фрагменты черепа Манота являются первыми и единственными человеческими останками, возраст которых составляет от 50000 до 60000 лет, найденными за пределами африканского континента. Это достаточно убедительно показывает, что любовь — как минимум в плотском смысле — и, следовательно, обмен генетической информацией между человеком разумным и неандертальцами имели место на Ближнем Востоке.

Эксперты в целом высоко оценили результаты работы исследователей. Правда, один из них, Жан Жак Хюблин (Jean-Jacques Hublin) высказал сомнение, что череп мог принадлежат одному из наших предков. Он считает, что он мог относиться к человеку разумному, который входил в «первую волну» выходцев из Африки, которая потерпели неудачу. Лучшим способом развеять эти сомнения мог бы быть анализ ДНК. Однако профессор Хершковиц не уверен в том, что это удастся сделать, так как ДНК обычно плохо сохраняется в жарком климате.

Вопреки расхожему представлению о недостаточной сообразительности неандертальцев, есть сведения, что человек разумный многому научился у них. У неандертальцев была развита способность понимать прекрасное. Считается, что именно у неандертальцев появились первые образцы орнамента, имевшие собственно эстетическое значение и понимаемые сегодня как примеры первобытного искусства.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о том, что люди современного вида и неандертальцы могли контактировать значительно дольше, чем это считалось ранее.