Международный форум «Университеты и будущее» прошел 17 апреля в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. В мероприятии приняли участие более 100 ректоров и представителей зарубежных университетов КНР, Вьетнама, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Ирана, Ливана, Саудовской Аравии, Омана, Индонезии, Эфиопии, Египта и других стран. Участники обсудили роль университетов в осмыслении глобальных процессов и наметили приоритетные направления для совместной работы, направленной на углубление международных связей в области образования и науки. Организаторами научно-образовательного форума выступили МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский союз ректоров.

«Сфера науки является определяющей и важной для будущего наших стран. И в современных условиях все больше внимания уделяется сотрудничеству университетов. Мы отвечаем за будущее развитие человечества. Даже самый крупный университет не способен решать все вопросы в отдельности. Но совместными усилиями мы можем создать систему взаимодействия в области науки, технологий, развития производства и подготовки специалистов будущих поколений», — обратился к участникам форума президент Российского союза ректоров, ректор Московского университета академик Виктор Садовничий.

Члены Совета Евразийской ассоциации и представительные делегации университетов Китайской Народной Республики, Вьетнама, арабских стран обсудили актуальные проблемы и перспективы сотрудничества образования и университетской науки на евразийском пространстве и определили меры по расширению и углублению связей между университетами стран на ближайшие годы. 

«Сегодняшняя встреча ректоров и преподавателей ведущих вузов стран евразийского пространства проходит в год председательства Российской Федерации в СНГ. Среди приоритетов председательства России — масштабные задачи по улучшению академической и научной мобильностей, развитию межвузовских связей и расширению преподавательских обменов», — подчеркнул генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.

Генеральный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев

Генеральный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков отметил, что сегодня крайне важно продвижение образования как одного из центральных факторов развития человеческой цивилизации и личностного роста каждого человека. «Взаимодействие российских и зарубежных вузов эффективно способствует укреплению научно-образовательного сотрудничества между странами. Нам приятно осознавать, что студенты, получив образование в России, возвращаются в свои страны, чтобы сделать их сильнее и успешнее в научном, образовательном и социальном смыслах», — отметил Евгений Примаков.

Он рассказал, что количество квот для обучения зарубежных студентов с 2000 по 2023 г. увеличилось в два раза — с 15 тыс. до 30 тыс. студентов. Больше всего квот среди стран СНГ получают Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. В странах Азии — Вьетнам и Китай, на Ближнем Востоке — Сирия. Наиболее востребованными направлениями обучения у иностранцев остаются медицинские специальности, компьютерные и информационные науки, языкознание, экономика, управление и др.

Руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Александрович Примаков

Руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Александрович Примаков

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Университеты стали ключевыми центрами образования, науки, культуры, формирующими интеллектуальный потенциал нации, обеспечивая устойчивое развитие общества, уверен заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин. «Университеты должны адаптироваться к изменениям и готовить специалистов, способных решать сложные национальные и наднациональные задачи. Московский университет активно налаживает сотрудничество с международными научными и образовательными организациями, участвует в формировании международного поля, способствует студенческому и преподавательскому обмену и ведет подготовку высококвалифицированных специалистов», — отметил Владимир Сипягин. 

На пленарном заседании прозвучали доклады участников форума. Первым выступил президент Российского союза ректоров, ректор Московского университета академик Виктор Садовничий. Он прочитал лекцию о становлении и развитии национальных университетов, которые играют важнейшую роль в судьбах стран.

«Всегда и во всем мире университеты были важнейшей и неотъемлемой частью жизни общества, двигателями прогресса, имели функцию культурных и интеллектуальных центров <…> Тем самым университеты всегда возлагали на себя большую ответственность определения ориентиров развития общества и будущего стран и человечества», — начал ректор. 

МГУ им. М.В. Ломоносова принадлежит ряд инициатив, связанных с укреплением и развитием международных университетских связей. Например, по одной из них создан ряд университетских ассоциаций, одна из них — Евразийская ассоциация университетов, основанная в 1989 г. Сегодня ассоциация насчитывает 160 ведущих университетов из 11 стран мира. 

По инициативе Российского союза ректоров проводятся форумы ректоров. Начиная с 2000 г., было проведено более 80 форумов с участием более 6 тыс. ректоров университетов.

Доклад ректора МГУ им М.В. Ломоносова академик Виктора Антонович Садовничий

Доклад ректора МГУ им М.В. Ломоносова академика Виктора Антоновича Садовничего

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Виктор Садовничий также рассказал, что российские университеты активно сотрудничают со странами СНГ, БРИКС, ШОС, Африки и Латинской Америки. Например, МГУ — член сетевого университета БРИКС, а в октябре 2024 г. в преддверии Саммита глав-государств БРИКС, в Московском университете пройдет Форум ректоров университетов БРИКС, а в будущем планируется создать Альянс университетов стран объединения. 

Еще одно важное направление международной деятельности — зарубежные филиалы. Сейчас в Московском университете работают пять филиалов, в том числе в Казахстане, Армении, Таджикистане, Узбекистане, Китае и Азербайджане. Сегодня это более 60 образовательных программ, более 3 тыс. студентов и 7 тыс. выпускников.  «Выпускники наших филиалов представляют элиту этих стран. Они организованы по инициативе президентов и вносят существенный вклад в развитие своих государств», — подчеркнул ректор МГУ. 

В своем выступлении Виктор Садовничий пригласил зарубежных коллег присоединиться к ряду проектов Московского университета, таких как международный рейтинг университетов «Три миссии университетов», фестиваль «Наука 0+», междисциплинарные школы МГУ и др. «Будем рады видеть университеты и высшие учебные заведения ваших стран в составе наших ассоциаций и на наших форумах. Совместными усилиями мы сделаем значительные шаги по повышению роли университетов, ректорского сообщества для решения сложнейших проблем современности во имя будущего всего человечества», — подытожил Виктор Садовничий. 

Ректор Пекинского университета Гун Цихуан продолжил серию докладов и рассказал о подготовке специалистов по инновационным направлениям, способных отвечать вызовам эпохи цифровизации. Он подчеркнул, что необходимо использовать передовой опыт и развивать области искусственного интеллекта и больших данных, которые меняют промышленную структуру, образ жизни человека и оказывают огромное влияние на высшее образование. 

«Пекинский университет сделал свой вклад в развитие искусственного интеллекта, технологий виртуального моделирования. С прошлого года совместно с тридцатью университетами мира мы создали Международный союз университетов по развитию цифрового интеллекта в образовании. Наша основная цель — отвечать вызовам, стоящим перед нами в цифровую эпоху», — поделился ректор Пекинского университета. 

Ректор Пекинского университета Гун Цихуан

Ректор Пекинского университета Гун Цихуан

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Гун Цихуан отметил, что Пекинский университет совместно с МГУ содействует всестороннему стратегическому развитию в области образования, подготовки кадров, науки и технологий. И будет дальше следовать пути открытости и тесного сотрудничества с партнерами по всему миру. 

Другой вектор обсуждения — высшее образование в эпоху глобализации. Генеральный секретарь Ассоциации арабских университетов Амр Эззат Салама отметил: только работая вместе, страны смогут решить проблемы, стоящие перед человечеством. Они же, в свою очередь, стали более сложными и касаются изменения климата, неравенства между странами, кризиса здравоохранения.

«Сотрудничество имеет важное значение для более полного раскрытия потенциалов высшего образования. Сейчас в российских вузах учится более 50 тыс. арабских студентов, что свидетельствует о доверии стран <…> Мы должны создать среду, способствующую развитию критического и творческого мышления студентов, ведь образование несет в себе высокий потенциал и способно расширить возможности развивающихся государств и создать более справедливое мироустройство. Как ректоры мы должны создать инклюзивное образование, чтобы оно было не привилегией, а правом для всех», — заключил Амр Эззат Салама. 

Генеральный секретарь Ассоциации арабских университетов Амр Эззат Салама

Генеральный секретарь Ассоциации арабских университетов Амр Эззат Салама

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Ректор Белорусского государственного университета, вице-президент Евразийской Ассоциации университетов Андрей Король рассказал о концепции диалога в образовании, когда ученик выступает не слушателем, а созидателем своего образовательного продукта. «В сравнении своего с чужим ученик, исходя из открытий себя, открывает внешний мир. Это критерий оценивания, где главным является вопрос студента, а не его ответ», — уточнил Андрей Король.

Он выделил монологичное и диалогичное виды образования. Цель монологичного массового образования — передать достижения человечества от источника-коммуникатора к реципиенту-ученику, однако в процессе передается не опыт, а информация, которая является «ничейной», а потому чужой для обучающегося. «Информация подается в виде готового «блюда», ученик не участвует в его приготовлении. Поэтому он лишен возможности ставить цели в учебном познании, выступает слушателем, а не созидателем в своей образовательной траектории», — пояснил ректор БГУ. 

Фундамент университета будущего — диалогичность образования, путь к самостоятельному открытию учеником окружающего мира, уверен Андрей Король.

Участники международного форума «Университеты и будущее»

Участники международного форума «Университеты и будущее»

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

Пленарное заседание завершилось выступлением ректора Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, вице-президента Евразийской ассоциации университетов, президента Совета ректоров вузов Казахстана Ерлана Сыдыкова. Он поздравил Виктора Садовничего с юбилеем и присуждением звания Героя Труда Российской Федерации и рассказал о деятельности Евразийской ассоциации университетов. 

В частности, в этом году был проведен Форум ректоров вузов Казахстана и России, где рассмотрены вопросы интеграции современных научно-технологических инноваций в образовании и повышения качества подготовки педагогических кадров. 

«Уверен, что все договоренности будут способствовать развитию межвузовского сотрудничества и укреплению сетевой региональной коллаборации», — отметил Ерлан Сыдыков. 

Ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, вице-президент Евразийской Ассоциации университетов, президент Совета ректоров вузов Казахстана Сыдыков Ерлан Батташевич

Ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, вице-президент Евразийской ассоциации университетов, президент Совета ректоров вузов Казахстана Сыдыков Ерлан Батташевич

Фото: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ

По словам ректора Евразийского национального университета, МГУ — надежный партнер Казахстана. Он выразил надежду на дальнейшую поддержку новых проектов, включая совместную подготовку специалистов по внедрению искусственного интеллекта, робототехники и промышленной экологии, и предложил реализовать эти проекты на базе казахстанского филиала Московского университета в Астане.  

Одна из сфер совместного сотрудничества — выработка научных знаний и подготовка кадров в области преодоления глобального потепления. «Перед нашими учебными заведениями стоят новые вызовы, связанные с глобальным потеплением. Назрела необходимость консолидировать наши ресурсы и направить усилия на практическое решение проблемы», — добавил ректор. 

В связи с этим Ерлан Сыдыков предложил создать научную базу трудов по проблематики вопросов изменения климата Евразийского региона; выделить средства на проведение совместных исследований по борьбе с последствиями глобального потепления; провести совместные мероприятия евразийского региона с привлечением ученых данной тематики. 

В рамках форума прошла торжественная церемония подписания двух- и многосторонних соглашений, направленных на углубление гуманитарного сотрудничества между странами.

На второй части форума «Университеты и будущее» состоялась пленарная сессия, во время которой участники обменялись опытом работы взаимодействия по углублению и развитию международных связей в области образования и науки. С содержанием докладов можно ознакомиться на сайте форума.

«Можно без преувеличения сказать, что форум — это уникальное событие. На этой площадке собралась интеллектуальная элита всего евразийского пространства и не только. Такие события сейчас особенно ценны. Мы заявили, что привержены развитию будущего нашей страны и мирового сообщества. Университеты такого огромного пространства — большая сила», — подытожил президент Российского союза ректоров, ректор Московского университета академик Виктор Садовничий.

Фото на странице, на главной странице сайта и в галерее: Илья Грехов / Пресс-служба МГУ