Британские и американские ученые создали виртуальную реконструкцию мозга и внутренних ушей двух спинозавров, чьи останки были найдены в Великобритании, сообщает Саутгемптонский университет. Работа, опубликованная в журнале Journal of Anatomy, помогает понять, как эти крупные хищные динозавры взаимодействовали с окружающей средой.

Спинозавры — это необычная группа динозавров-теропод с длинными крокодилоподобными челюстями и зубами конусообразной формы. Такое строение черепа позволило им вести частично водный образ жизни: они могли преследовать у речных берегов добычу – например, крупную рыбу. Их образ жизни сильно отличался от образа жизни других тероподов, таких как аллозавр и тираннозавр.

Но строение мозга, несмотря на такой специфический череп, сохранило много общего с мозгом других крупных тероподов. Чтобы лучше понять эволюцию этого органа и органов чувств спинозавров, ученые из Саутгемптонского университета и Университета Огайо отсканировали окаменелости барионикса из Суррея и цератозухопа с острова Уайт. Эти двое являются старейшими спинозаврами, у которых сохранилась мозговая оболочка. Их возраст – около 125 миллионов лет назад.

Исследователи реконструировали в цифровом виде внутренние мягкие ткани мозга, которые давно сгнили. Они обнаружили, что обонятельные луковицы, которые обрабатывают запахи, не были особенно развиты, а ухо, вероятно, было настроено на низкочастотные звуки. Те части мозга, которые отвечали за стабилизацию головы и фиксацию взгляда на добыче, возможно, были менее развиты, чем у более поздних, более специализированных спинозавров.

Ученые предполагают, что тероподы, предки спинозавров, уже обладали мозгом и сенсорными адаптациями, подходящими для ловли рыбы, и все, что спинозаврам нужно было «сделать», чтобы специализироваться для полуводного существования, — это развить необычную морду и зубы.

«Поскольку черепа всех спинозавров настолько специализированы для ловли рыбы, удивительно видеть такой "неспециализированный" мозг, — отметил соавтор исследования доктор Даррен Нейш. – Но результаты по-прежнему значительны. Очень интересно получить так много информации о сенсорных способностях — слухе, обонянии, балансе — британских динозавров. Используя передовые технологии, мы получили из этих окаменелостей в основном всю информацию, связанную с мозгом, которую только могли».

[Иллюстрация: ANTHONY HUTCHINGS]