Разработанный учеными ИХБФМ СО РАН совместно с коллегами противоопухолевый препарат прошел доклинические испытания

Препарат на основе вируса осповакцины хорошо подавляет широкий спектр опухолей

Онколитический препарат, разработанный учеными из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», прошел исследования in vitro и in vivo и готовится к началу клинических испытаний, сообщает издание «Наука в Сибири».

За основу средства был взят вирус осповакцины, который уже много лет используется для прививок. «Вместо двух жизненно важных генов вируса мы вставили гены, которые продуцируют интересующие нас белки, а именно: иммуностимулирующий белок и белок-убийцу, который уничтожает раковую клетку, — рассказал заместитель директора Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат биологических наук Владимир Александрович Рихтер. — При исследовании in vitro на культурах клеток мы обнаружили, что наш препарат хорошо подавляет широкий спектр опухолей. Наиболее эффективно он действует на раки молочной железы и раки мозга — глиомы».

В экспериментах in vivo, с использованием выращенных в виварии ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» модельных животных с привитыми человеческими опухолями, также было показано, что препарат успешно справляется с указанными опухолями. Причем в случаях с глиомой наблюдалось даже полное излечение от болезни. Кроме того, препарат продемонстрировал высокую эффективность при подавлении метастазов.

«Отличительной особенностью препарата является то, что через 12 дней после введения он удаляется системой защиты организма изо всех органов и тканей, оставаясь только в опухоли. В идеальной ситуации при введении его в организм он живет и размножается в опухоли, пока полностью ее не уничтожит, не распространяясь на другие органы и ткани, — отметил Владимир Рихтер. — В 2018 году мы закончили доклинические испытания этого препарата, и сейчас готовим документы для первой стадии клинических. Я надеюсь, что они начнутся уже осенью этого года».

Первая стадия клинических испытаний подразумевает подтверждение безопасности использования препарата на людях. Она проводится на пациентах, которым не помогли все официально зарегистрированные методы лечения. При этом имеются отдельные требования к функционированию их органов и тканей. «Я думаю, первый этап окажется успешным, поскольку за основу препарата взят вирус, который население не только нашей страны, но и практически всего мира успешно получало в качестве вакцины от оспы», — сказал ученый.

Вторая стадия клинических испытаний будет включать в себя изучение эффективности препарата на конкретных больных с конкретной патологией.

лечение онкологии онколитический препарат онкология осповакцина