0 комментариев 1308

Пыльные бури на Марсе поднимают водяной пар в атмосферу планеты

Используя масс-спектрометр MAVEN на борту космического корабля НАСА, ученые обнаружили, что водяной пар у поверхности Красной планеты поднимается в атмосферу выше, чем считалось ранее. В верхних слоях атмосферы он легко разрушается электрически заряженными частицами газа, или ионами, и теряется в космосе, сообщает пресс-служба НАСА. Результаты исследования опубликованы в журнале Science

Авторы исследования отслеживали обилие ионов воды высоко над Марсом более двух марсианских лет. При этом они определили, что количество водяного пара в верхней части атмосферы на высоте около 150 километров над поверхностью планеты является самым высоким в летний период в южном полушарии. В это время планета находится ближе всего к Солнцу и, следовательно, сильнее нагревается. В этом же время более вероятны пыльные бури.

За два дня в июне 2018 года исследователи измерили в 20 раз больше воды, чем обычно. В то же время Марс накрыла сильная пыльная буря (та, которая вывела из строя марсоход НАСА Opportunity). Ученые подсчитали, что во время этого шторма Марс потерял столько же воды за 45 дней, сколько обычно теряет за весь марсианский год, который длится два земных года.

«Мы показали, что пыльные бури прерывают круговорот воды на Марсе и выталкивают молекулы воды выше в атмосферу, где химические реакции могут высвобождать их атомы водорода, которые затем теряются в космосе», – сказал Пол Махаффи, директор отдела исследований Солнечной системы в лаборатории НАСА Годдард и главный исследователь миссии NGIMS.

Авторы работы считают, что обнаруженное ими явление – одна из нескольких причин, по которой Марс за миллиарды лет потерял большой объем воды и, вероятно, продолжает терять сегодня.

[Иллюстрация: UNIVERSITY OF ARIZONA/SHANE STONE/NASA GODDARD/DAN GALLAGHER]