Юрий Александрович Сенкевич родился 4 марта 1937 г. в семье врачей. Его отец сначала служил военным врачом во время Великой Отечественной войны, затем занимал пост начальника медицинской службы Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Ленинграде, а мать работала медсестрой. Их примеру последовал и Юрий, выбрав узкую медицинскую специализацию — врач по авиационной и космической медицине. Позже он стал кандидатом медицинских наук.

Юрий Сенкевич связал медицину и космос — занимался подготовкой и медицинским обеспечением пилотируемых космических полетов и полетов биоспутников с животными и другими биообъектами на борту. А как врач-исследователь проходил подготовку для участия в космическом полете. Участвовал во множестве советских экспедиций, в том числе на Эверест и к Северному полюсу.

Благодаря такой практической деятельности исследователь создал немало теоретических положений о механизмах нарушения физиологических функций в реальных космических полетах и в условиях моделирования невесомости. Он разработал методы и средства для психофизиологического отбора и подготовки космонавтов к полетам. А с 1966 г. Ю.А. Сенкевич стал заниматься изучением поведения человека в экстремальных ситуациях. Для получения этих данных и начались его удивительные путешествия в отдаленные уголки планеты.

Путешествие на «Восток»

Чтобы понять, как действует человек в экстремальных условиях, в 1966–1967 гг. Юрий Сенкевич отправился в составе 12-й советской антарктической экспедиции на станцию «Восток». 300 дней он провел при температуре –89º, полярная ночь длилась четыре месяца, а поблизости отсутствовали любые населенные пункты. Выживание в таких суровых условиях помогло ему подготовить рекомендации по подбору экипажа для работы в сложных, опасных экспедициях. Эти сведения используются на Международной космической станции.

Экспедиции Хейердала

В 1969 г. норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал пригласил Ю.А. Сенкевича совершить путешествие на папирусной лодке «Ра». Таких экспедицией было две. Первая началась в мае и закончилась в июле, а членами экипажа стали семь человек и обезьяна Сафи. Через год экипаж «Ра-2» отплыл от берега. Спустя несколько месяцев они добрались до берегов Барбадоса — острова в группе Малых Антильских островов на востоке Карибского моря. Гипотеза Тура Хейердала о существовании древних трансокеанских контактов оказалась верной.

Сотрудничество двух ученых-путешественников продолжалось, и в 1977–1978 гг. на камышовом судне «Тигрис» они отправились в Индийский океан.

После ярких экспедиций Юрий Сенкевич много выступал на телевидении, а потом стал ведущим программы «Клуб путешественников». Он мгновенно полюбился зрителям и следующие 30 лет радовал их с экранов. За это время Юрий Александрович побывал в 123 странах мира и рассказал российской аудитории о народах и традициях всех континентов нашей планеты. К участию в программе присоединились многие известные путешественники: Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Карло Маури, Бруно Вайлати, Жак Майоль, Жан Малори, Федор Конюхов, Яцек Палкевич, Михаил Малахов и другие.

В 1997 г. Ю.А. Сенкевич был избран академиком Российской телевизионной академии, а передача «Клуб путешественников» получила высшую награду Российского телевидения «ТЭФИ».

Юрий Александрович был человеком активной гражданской позиции. Он был президентом Ассоциации путешественников России, членом Союза журналистов России, сопредседателем Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества, академиком Российской телевизионной академии.

РИА Новости. Юрий Александрович Сенкевич. Биографическая справка