Австралийский лирохвост Альберта – птица, исполняющая песни и танцы. Каждый самец сначала выбирает сцену из спутанных лоз, а затем во время выступления трясет прутьями, синхронизируя каждое движение с ритмом песни. Ученые Корнелльского университета тщательно проанализировали и описали это поведение лирохвостов в дикой природе, работа опубликована в журнале The American Naturalist.

«Это хореография. Птицы используют колючие лианы, спутанные с другими растениями, в качестве платформы для ухаживания, похожей на сцену. Затем они хватаются за лианы лапами и подпрыгивают или раскачиваются из стороны в сторону, что заставляет всю спутанную массу растений также двигаться. Они сочетают эти движения с двумя типами песен», – объясняет ведущий автор исследования Фиона Бэкхаус из Корнелльской лаборатории орнитологии.Это «громкое гуканье» и «ритмичное гуканье».

Анализ показывает, что движения ног лирохвоста синхронизированы с ритмом песни. Во время ухаживания птица также резко вскидывает хвост над головой, как на фото. Исследователи снимали это поведение с помощью дистанционных камер, установленных в пяти популяциях лирохвостов Альберта в период с мая 2018 по август 2019 года. Этот вид с ограниченным ареалом обитает в тропических лесах, разбросанных по небольшому горному региону Австралии.

«Лирохвосты Альберта фактически двигают конструкцию во время пения, так что она становится активной частью их выступления. Меня удивило то, что поведение, связанное с встряхиванием лозы, было постоянным у всех особей и популяций. Похоже, это сохранившаяся видовая особенность», – говорит Бэкхаус.

Возможны и некоторые вариации. Вместо лозы птицы могут манипулировать кучей палок, но при этом они всегда будут хвататься за часть платформы ногами и двигаться вверх-вниз, так что поведение сохраняется даже на разных структурах.

Одна из причин такого поведения, заключается в том, что это улучшает их демонстрацию, заставляя самца выглядеть крупнее и энергичнее, создавая впечатляющее зрелище для наблюдающей самки. Другая причина заключается в том, что, раздвигая лозы и встряхивая окружающую растительность, они создают впечатление, что поблизости есть хищники, и самка может быть склонна держаться поблизости к выступающему самцу в целях безопасности.

Во время исследования ни одна самка не присутствовала, чтобы наблюдать за действиями самцов. Бэкхаус надеется собрать больше видеоматериалов, чтобы задокументировать, что происходит, когда самки наблюдают за птицами, и меняет ли это каким-либо образом их выступление.

[Фото: Alex Maisey]