Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 1009

Психологи МГУ выяснили, что лайки в соцсетях не позволяют школьникам распознавать мошенников

Психологи МГУ выяснили, что лайки в соцсетях не позволяют школьникам распознавать мошенников
Исследователи обнаружили, что большое количество лайков на странице незнакомца усыпляет бдительность детей и служит признаком авторитета пользователя

Российские психологи изучили поведение школьников в соцсетях и выяснили, что большое количество лайков на странице незнакомца усыпляет их бдительность и служит признаком авторитета пользователя. Оказалось, что участники исследования плохо распознают потенциальных мошенников в интернете, рассказала ТАСС психолог из МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Долгих.

В исследовании участвовали около полусотни школьников со всей страны в возрасте 14-16 лет. Дети проходили опросы, в которых рассказывали о том, как они реагируют на попытки незнакомцев завязать с ними дружбу в реальной жизни и в социальных сетях.

Ученые также проанализировали состояние школьников во время использования социальной сети "ВКонтакте". С помощью специального прибора, который регистрирует движение глаз, они точно определили, куда дети в первую очередь смотрят при посещении незнакомой страницы, и в какой последовательности они изучают аккаунт потенциального друга. В ходе эксперимента участники также должны были оценивать привлекательность предложенных страниц и степень своего доверия к ним.

"Значимая часть детей совершенно по-другому оценивает собственные действия в социальных сетях. Если в жизни они с настороженностью относятся к незнакомцам, то в виртуальном мире готовы добавить в друзья, "лайкнуть", сделать перепост и начать переписку только потому, что им понравилась страница. При этом основным критерием, по которому подростки оценивают степень подозрительности страницы, является наличие развлекательного контента и большого количества лайков. То есть лайки - это признак авторитета по умолчанию. Такой вывод не может не вызывать тревогу при условии, что социальные сети нередко используются злоумышленниками", - прокомментировала Долгих.

Проанализировав поведение детей и их ответы на вопросы, ученые разделили участников на три группы: "идеализирующий" тип (25% участников) был высокого мнения о своих способностях распознавать эмоции других людей. На деле именно эти дети соглашались дружить с владельцами подозрительных аккаунтов. К "осторожному" типу (47% участников) авторы работы отнесли молодых людей, которые были склонны с недоверием относиться ко всем аккаунтам, включая подозрительные, что говорило о характере, а не способности воспринимать информацию критически. Самыми успешными в противостоянии фейковым страницам и потенциальным мошенникам оказались дети из "селективного" типа (28% участников).

"Эта группа людей в ходе опросов занижала оценку своих способностей, а именно - умения коммуницировать со сверстниками и навыки распознавания эмоций людей по взгляду. Однако в ходе эксперимента именно "селективные" пользователи проявили способность сопоставлять представленные биографические данные незнакомца с контентом на странице. Взгляд ребенка фокусировался на соответствующей графе, затем перемещался на стену, а по итогам просмотра возвращался к биографическим данным, что говорит о процессе сопоставления данных", - отметила Долгих.

Авторы работы планируют дополнить полученные данные результатами опросов школьников младшего и среднего возраста, а также студентов, чтобы найти и сравнить особенности оценки незнакомых страниц, характерные для разных групп. Помимо этого, специалисты МГУ готовятся проанализировать около 10 тыс. аккаунтов российских школьников в соцсетях с помощью технологий data mining, которые с помощью математических алгоритмов позволят выявить закономерность в действиях владельцев, что поможет психологам понять механизмы "затягивания" детей в опасные сообщества.

Источник: nauka.tass.ru

лайк социальные сети

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.