Эксперименты на мышах показали, что ген TOB, известный своей ролью в развитии рака, позволяет противостоять психологическому стрессу. Открытие может иметь огромное значение для терапии психического стресса, сообщает Окинавской институт науки и технологии (Япония). Результаты исследования, сочетающего молекулярную биологию с неврологией, представлены в журнале Translational Psychiatry.

Вывод о том, что ген TOB связан с тревогой, страхом и депрессией, был сделан на основе нескольких различных экспериментов. В первом ученые увидели, что в стрессовом состоянии у мышей увеличивается уровень белка TOB. Второй эксперимент показал, что у генетически модифицированных мышей без этого гена усиливаются симптомы депрессии, страха и беспокойства. Например, когда мышей с геном TOB помещали в ведро с водой, они активно плыли и пытались убежать. Однако мышь без этого гена просто пассивно плавала. Это отсутствие воли и мотивации бороться с трудной ситуацией — один из способов, по которому исследователи определили, что животное находится в депрессии.

Более того, мыши без гена TOB не могли привыкнуть к незнакомому месту. Когда животных изо дня в день помещают в место, вызывающее воспоминания о страхе, они обычно постепенно успокаиваются и перестают бояться. Но те грызуны, у которых не было гена TOB, по-прежнему показывали повышенный уровень страха — они замирали — даже через несколько дней.

С помощью МРТ команда обнаружила, что связь между гиппокампом и префронтальной корой – двумя ключевыми местами, регулирующими стрессоустойчивость мозга, — изменилась, когда был удален ген TOB. Исследователи решили посмотреть на конкретную роль, которую ген играет в гиппокампе. Они взяли мышей без гена TOB и ввели этот ген в гиппокамп (при этом TOB удалили из всех остальных клеток тела). Уровень страха и депрессии нормализовался, но у мышей по-прежнему сохранялась повышенная тревожность. Затем ученые поступили наоборот: они модифицировали мышь, у которой не было гена TOB в клетках гиппокампа, но он был в клетках остального тела. В этом случае у мышей был нормальный уровень тревожности, но повышенный — страха и депрессии.

Ген TOB впервые был описан в Японии в 1996 году. В его названии — отсылка к японскому глаголу «тобу», что означает «летать» или «прыгать». Это связано с тем, что, когда клетка подвергается воздействию стимула, уровень ее белка резко возрастает.

[Иллюстрация: OIST]