«Спектр-РГ» (его также называют «Спектр-Рентген-Гамма», «СРГ», SRG) – это большой проект Федеральной космической программы России с участием Германии. Цель орбитальной астрофизической обсерватории – построение полной карты Вселенной в рентгеновском диапазоне. О успешной работе обсерватории «Спектр-РГ» рассказал профессор РАН, доктор физико-математических наук, заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) и научный руководитель
телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского Александр Анатольевич Лутовинов.

«Сегодня исполняется два года успешной работы обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» в космосе. Мы рады тому, что и обсерватория работает замечательно, и оба телескопа находятся в прекрасном состоянии.

За это время много что было – и волнующие моменты запуска, и не менее волнующие моменты открытия крышек телескопов и их первый свет, и напряженные месяцы калибровок и наконец, начало обзора всего неба в декабре 2019 г. Сейчас идет ежедневная налаженная работа по приёму и обработке данных. Главная задача миссии – построение самых подробных рентгеновских карт всего неба. К настоящему моменту мы уже трижды смогли осмотреть все небо. Полученные данные накапливаются, начинают активно обрабатываться, выходят первые статьи.

Сегодня к двухлетию запуска вышла подборка статей по первым результатам работы российского телескопа ART-XC им. М.Н. Павлинского. Мы провели подробный анализ первых двух обзоров всего неба, которые были проведены  с декабря 2019 года по декабрь 2020 года, обработали все полученные данные и получили первую подробную карту неба в жестких рентгеновских лучах. В каталог вошло около 870 источников жесткого рентгеновского излучения, из них несколько десятков новых, впервые обнаруженных ART-XC. Важно отметить, что инструменты предыдущего поколения десятилетиями получали каталоги такого объема. У нас лучше чувствительность, лучшее угловое разрешение – карта уникальна по своей четкости. По мере накопления данных будет улучшаться чувствительность, соответственно, будет расти и число обнаруженных объектов телескопом ART-XC. Думаю, что мы получим несколько тысяч источников к концу обзора и это будет самая точная карта в жестких рентгеновских лучах.

Ежедневно телескоп ART-XC просматривает примерно 1% неба. Если на этом участке неба появляются какие-то новые или переменные источники, то благодаря лучшей чувствительности, мы их можем видеть еще до того, как мониторы всего неба их обнаружат. А значит, можем оперативно сообщить мировому сообществу, где на небе появилось что-то новое и интересное, и куда нужно наводить другие телескопы. Таким образом, данные телескопа ART-XC, да и обсерватории в целом, служат еще как бы целеуказанием для других инструментов. Несколько статей в вышедшей подборке как раз и посвящены исследованиям новых объектов, открытых телескопом ART-XC

В общем, работа идет очень активная. Встречаем двухлетие обсерватории «Спектр-РГ» с гордо поднятой головой», – отметил Александр Лутовинов.

Фото из архива "Научной России".