Источник фото: ru.123rf.com

Одним из трендов школьного образования в последние годы стала проектная деятельность — от оформления макетов до полноценного научного исследования. Но воплотима ли столь популярная в школе практика в детском саду, и какие возможности она открывает для развития дошкольников? Дошкольный возраст является критически важным этапом развития ребенка, закладывающим основу для будущего успешного обучения и социализации. Поэтому в современной системе дошкольного образования важно использовать подходы, которые действительно помогают детям развиваться. 

Исследование, проведенное группой ученых факультета психологии МГУ при поддержке Российского научного фонда (грант № 23-18-00506), показало, что уже в 4–5 лет дети способны выполнять проектные задания, и эта деятельность успешно развивает речь и эмоции детей. 

В рамках эксперимента были выделены два основных вида проектной деятельности, реализуемых в дошкольном возрасте:

  • творческий проект, направленный на создание нового продукта, отражающего личностный замысел детей с последующей презентацией сверстникам, родителям и другим взрослым (например, постановка спектакля, иллюстрирование сказки, съемка короткометражного видеофильма, создание коллективной поделки);
     
  • исследовательский проект, в котором дети вместе с педагогом ищут ответ на интересующий детей вопрос о явлениях окружающего мира и отражают его в продукте (например, в книге-энциклопедии, макете, информационном стенде или музее).

Проектная деятельность включает в себя такие этапы, как создание педагогом проблемной ситуации, вопроса, на который дети совместно ищут ответ; поиск детьми возможных решений; выбор цели и продукта проекта; планирование действий; реализация задуманного (создание продукта, проведение исследования) и итоговая презентация проекта. 

«Мы сравнили, как два вида проектной деятельности влияют на эмоциональное развитие и речь дошкольников, — говорит Валерия Плотникова, аспирант факультета психологии МГУ. — Наше исследование с участием более 300 детей показало, что творческая проектная деятельность значимо снижает тревожность у дошкольников».  

В то же время в эксперименте достоверно показано, что творческая проектная деятельность также стимулирует речевое развитие дошкольников. 

«Творческая проектная деятельность способствует не только улучшению лексико-грамматической правильности речи, но и развитию ее смысловой стороны. Это значит, что ребенок учится строить свои рассказы и рассуждения более связно и логично, а также выражать свои мысли так, чтобы они были понятны другим. Смысловая связность речи — это основа успешной коммуникации. Результат показывает, насколько важно детям в уже дошкольном возрасте выражать свое собственное отношение к различным сторонам действительности – такая субъектная позиция ребенка запускает развитие коммуникации – ведь ребенку становится действительно важно донести свое видение до сверстников и взрослых», — комментирует Александр Веракса, руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. 

Как отметил ученый, «проектная деятельность не только возможна, но и полезна в детском саду для развития детей. Это первое столь масштабное исследование в нашей стране, которое показало эффективность отечественного подхода к проектной деятельности уже в дошкольном возрасте». 

Ученые подчеркивают, что развивающий потенциал проектной деятельности во многом определяется тем, как взрослый взаимодействует с ребенком. Ключевым является поддержка инициативы и автономии ребенка на всех этапах реализации проекта, использование символических средств для выражения переживаний, заложенных детьми в продукт проекта (например, уточнение, что считается самым ценным и важным в продукте проекта, по мнению детей, или как зрители поймут его замысел). 

Как отметил в ходе Форума Х.Э.Т. Осле, президент Кубинского психологического общества, профессор Гаванского университета, «реализуемый в России подход к проектной деятельности подчеркивает важность самостоятельного выбора ребенком вариантов решения социально важной ситуации, что выводит его инициативность и продуктивность на новый уровень».

В условиях роста коммуникативных трудностей у современных дошкольников исследование открывает возможности для формирования речевых и эмоциональных навыков детей в детском саду через творческую проектную деятельность, что особенно важно в контексте адаптации детей в школе. 

Исследование было представлено в рамках Международного форума «Ребенок в цифровом мире», организованного МГУ имени М.В. Ломоносова, ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. На форуме состоялись выступления спикеров из более чем 50 стран мира. Благодаря трем официальным языкам мероприятия — русскому, английскому и испанскому — участники со всего мира смогли обменяться опытом и знаниями о возможностях развития и образовании ребенка в современном мире.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com