В День российской науки состоялось заседание Совета по науке и образованию, на котором выступил президент Российской академии наук Геннадий Яковлевич Красников. В своем докладе президенту России Владимиру Владимировичу Путину он предложил оптимизировать системы утверждения государственных заданий и научной экспертизы в России. «Научная Россия» приводит далее текст доклада, опубликованный на сайте Президента РФ.
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Дмитрий Николаевич Чернышенко в своем докладе отметил, что примерно 43 процента всех бюджетных средств, которые выделяются на науку, идут на выполнение госзаданий, это очень большие суммы. Я хотел бы отметить, что, на наш взгляд, они используются недостаточно эффективно.
Почему это происходит? Сегодня формирование госзадания идет следующим образом: директора научных институтов, ректоры вузов, общаясь с министерствами, примерно понимают, какой бюджет им будет выделен. Исходя из бюджета, исходя из рубрикатора программы фундаментальных исследований, они сами себе формируют тематику работ, при этом стараются выбирать такие темы, которые уже на 70–80 процентов выполнены, отдают их в Министерство [науки и высшего образования], и оно нам присылает в Академию на экспертизу.
Но беда заключается в том, что какой вопрос – такой и ответ. То есть нас спрашивают о соответствии этих работах с точки зрения научности, наличия темы в рубрикаторе и публикационной активности, поэтому мы в 99 случаях даем положительное заключение. Но если бы вопрос стоял по-другому, – а может, есть более важные работы, может быть, изменить параметры этого задания на более высокие, – то был бы совершенно другой ответ.
Например, у нас есть научный совет по комплексным программам развития энергетики, в нем недавно рассматривался очень важный и серьезный вопрос для страны, связанный с созданием генерирующей турбины мощностью более 350 мегаватт и революционным показателем по эффективности до 62 процентов. Для реализации этого важного для страны проекта требуется постановка целого ряда фундаментальных и поисковых исследований, которые мы могли бы сразу же включить в госзадание вместо того, чтобы искать дополнительное финансирование.
Поэтому мы предлагаем следующий алгоритм: не меняя сроков, изменить порядок формирования госзадания. То есть предложения по своим работам институты должны сначала присылать к нам в Академию наук, в тематические отделения, где мы будем вместе с институтами обсуждать. Отделения владеют самой актуальной информацией по своей тематике и аккумулируют предложения научных советов, различных ведомств и научных организаций по востребованности научных результатов, а далее отделения в процессе взаимодействия с институтами дополняют их предложения новыми тематиками, корректируют параметры работ, и такая, уже согласованная позиция передается в Министерство для утверждения госзадания.
Тем самым мы бы решили сразу же несколько задач. Первое: у нас появился бы новый критерий востребованности научных результатов, о которой говорил Дмитрий Николаевич, который бы повысил результативность исследований. Второе: мы бы устанавливали более высокие параметры для выполнения работ. Самое важное: мы бы более эффективно использовали государственные ресурсы.
Прошу Вас, Владимир Владимирович, поддержать наше предложение об изменении порядка формирования госзадания.
Хотел бы еще несколько слов сказать об организации экспертизы. Сегодня при различных министерствах, ведомствах создано и работает очень много экспертных советов, которые часто тематически дублируют друг друга. Это распыляет человеческие и финансовые ресурсы, снижает качество экспертизы. Участие одних и тех же экспертов сразу же в нескольких советах отнимает много рабочего времени.
Например, у нас в Академии долгое время работает научный совет по квантовым технологиям, который я возглавляю, и мы проводим экспертизу выполнения дорожных карт по квантовым технологиям. Сейчас Минцифры создает свой экспертный совет для экспертизы тех же самых «дорожных карт» по квантовым технологиям. Предлагаю мне войти туда главным экспертом.
Согласно Федеральному закону о Российской академии наук одна из основных функций Российской академии наук – экспертная. Мы эту функцию постоянно совершенствуем. У нас есть все механизмы и процедуры для проведения качественной, независимой и объективной экспертизы. У нас работает более пяти тысяч экспертов, которые ежегодно проводят более 35 тысяч экспертиз по запросам федеральных и региональных министерств.
Хочу отдельно отметить, что мы не претендуем на монополизацию в области экспертизы, но хотим ее упорядочить, исключив в том числе случаи, когда работа непрерывно вносится авторами на различные экспертные советы до тех пор, пока не получит нужного им положительного заключения.
Прошу Вас, Владимир Владимирович, также поддержать наше предложение провести оптимизацию действующих экспертных советов. В том числе это будет способствовать формированию единого научно-технологического ландшафта страны».