0 комментариев 423

Поведение человеческой микрофлоры в космосе изучают самарские ученые

В СамГМУ исследуют, как космический полет влияет на биопрофили энтеробактерий и стафилококков — типичных представителей эндогенной микрофлоры человека

Ученые Самарского государственного медицинского университета изучают как факторы космического полета влияют на биопрофили энтеробактерий и стафилококков — типичных представителей внутренней микрофлоры человека.

В 2014 году в космос отправили штаммы микроорганизмов из музейной коллекции Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения РАН. Штаммы из семейства энтеробактерий и штаммы стафилококка поместили в пробирки и обеспечили условия, которые позволяют сохранить жизнеспособность материала. Контрольная группа аналогичных микроорганизмов ждала опытную группу в лаборатории на Земле. После возвращения штаммов из космоса специалисты изучили их свойства в сравнении с контрольной группой.

«В ходе эксперимента было установлено, что факторы космического полета оказывают на свойства микроорганизмов разнонаправленное действие. Так, все бактерии лучше выживали в условиях орбитального полета, чем в контрольных условиях хранения на Земле. Кроме того, происходило изменение ряда биологических, в том числе патогенных свойств. Результаты свидетельствуют о том, что биопрофили эндогенной микрофлоры могут трансформироваться в условиях космического полета. Характер таких изменений следует учитывать при планировании длительных космических полетов, чтобы избежать или предотвратить возникновение у космонавта эндогенных инфекций, вызываемых представителями его собственной микрофлоры», — рассказала доцент кафедры микробиологии, иммунологии и аллергологии СамГМУ Наталия Танаева.

Наталия Танаева пояснила, что эндофлора проявляет себя, если иммунная система человека ослабевает. Поэтому благодаря полученной информации, космонавт может заранее подготовиться к полету — использовать средства, подавляющие активность микрофлоры и повышающие иммунитет. Кроме того, теперь нужно учитывать, что заболевание, возникшее у космонавта после возвращения, может быть связано с его собственной микрофлорой.

На втором этапе экспериментов ученые расширят спектр микроорганизмов и увеличат длительность их пребывания в космосе.

Фото: РИА