Учёные НИИ ядерной физики МГУ в составе крупнейшей международной группы ATLAS приняли участие в поисках распадов фундаментальных частиц Z-бозонов, нарушающих сохранение ароматов заряженных лептонов. Полученные результаты превосходят лучшие пределы, установленные на большом электрон-позитронном коллайдере (LEP) более двух десятилетий назад. Понимание взаимодействий фундаментальных частиц вне Стандартной модели физики поможет лучше узнать, как появилась наша Вселенная. Результаты исследования опубликованы 1 июля в журнале Nature Physics.

Леонид Гладилин 

Леонид Гладилин 

 

В Стандартной модели физики элементарных частиц лептоны являются бесструктурными частицами материи и подразделяются на три поколения (аромата). Лептоны разных ароматов обладают одинаковыми свойствами, за исключением их масс. В Стандартной модели предполагается, что количество лептонов каждого поколения сохраняется во взаимодействиях. Такое сохранение известно как сохранение лептонного аромата. Однако наблюдение осцилляций ароматов нейтрино (нейтральных лептонов) продемонстрировало, что нейтрино имеют массу, а в слабых нейтринных взаимодействиях лептонный аромат не сохраняется. В то же время нет экспериментальных доказательств того, что нарушение лептонного аромата происходит также и во взаимодействиях между заряженными лептонами, и наблюдение такого явления было бы явным признаком существования новых частиц или нового типа взаимодействий, выходящих за рамки Стандартной модели.

ATLAS (A Toroidal LHC ApparatuS) – крупнейший международный эксперимент по поиску частиц вне Стандартной модели физики элементарных частиц, которая описывает строение нашей Вселенной и взаимодействие тел в ней. В рамках эксперимента ATLAS на Большом адронном коллайдере с помощью трекового детектора переходного излучения (TRT), созданного при участии сотрудников НИИ Ядерной физики МГУ, учёные занимались поиском распадов Z-бозонов, нарушающих сохранение лептонных ароматов.

«Проведены поиски распадов Z-бозонов, рождающихся в протон-протонных взаимодействиях, на два лептона с противоположными электрическими зарядами и разными ароматами: тау-лептон (τ) и электрон (e) или мюон (μ). «Сигналов от таких распадов не было найдено, и были установлены верхние пределы на их вероятности: менее 8,1 × 10–6 (Z→eτ) и 9,5 × 10–6 (Z→μτ) на уровне достоверности 95%. Эти результаты превосходят лучшие пределы, установленные на большом электрон-позитронном коллайдере (LEP) более двух десятилетий назад», - рассказал  Леонид Гладилин, зав. лабораторией тяжёлых частиц и резонансов НИИ ядерной физики МГУ, профессор кафедры квантовой теории и физики высоких энергий МГУ, один из авторов работы.

НИИЯФ МГУ участвует в работе эксперимента АТЛАС с момента его образования. Сотрудники НИИЯФ внесли большой вклад в построение и эксплуатацию трекового детектора переходного излучения (TRT). Данные этого детектора использовались для реконструкции треков электронов, мюонов и продуктов распадов тау-лептонов. Также данные TRT использовались для идентификации электронов.

В группу учёных, участвующих в эксперименте ATLAS, от МГУ входят заведующий лабораторией НИИЯФ МГУ Леонид Гладилин, старшие научные сотрудники НИИЯФ МГУ Виктор Крамаренко, Наталья Короткова, Сергей Сивоклоков, аспиранты физического факультета МГУ Олег Мешков, Виктор Синетский и профессор физического факультета МГУ Лидия Смирнова.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: http://www.sinp.msu.ru/ru/users/864