С помощью нового инструмента в Обсерватории Кека на Гавайях команда астрономов во главе с Калифорнийским технологическим институтом (Caltech, США) применила новый метод съемки новорожденных протопланет в системе PDS 70 и подтвердила их существование, пишет пресс-служба обсерватории. Результаты работы опубликованы в The Astronomical Journal.

PDS 70 – первая известная многопланетная система, в которой астрономы могут наблюдать процесс образования планет в режиме реального времени. Первое изображение одной из ее планет, PDS 70b, было получено в 2018 году, после чего в 2019 году было получено несколько изображений ее родного брата, PDS 70c, сделанных на разных длинах волн. Обе подобные Юпитеру протопланеты были обнаружены Очень большим телескопом Европейской южной обсерватории. (VLT).

«Был некоторый беспорядок, когда сделали первые снимки двух протопланет, – сказал Джейсон Ван (Jason Wang) из Caltech, ведущий автор исследования. – Эмбрионы планеты образуются из диска пыли и газа, окружающего новорожденную звезду. Этот околозвездный материал скапливается на протопланете, создавая своего рода дымовую завесу, которая мешает отличить пыльный газообразный диск от развивающейся планеты в изображении».

Чтобы внести ясность, Ван и его команда разработали метод «распутывания» сигналов от околозвездного диска и протопланет. Ученые воспользовались новым инфракрасным датчиком волнового фронта, который помог удалить дымовую завесу, искажающую изображение.

«Мы знаем, что форма диска должна представлять собой симметричное кольцо вокруг звезды, тогда как планета должна быть единственной точкой на изображении, – объяснил Ван. – Таким образом, даже если планета окажется на вершине диска, как в случае с PDS 70c, мы можем, основываясь на наших знаниях о том, как диск выглядит на всем изображении, понять, насколько ярким он должен быть в месте расположения протопланеты. И затем удалить этот сигнал диска. Все, что остается, – это изучить планету».

[Иллюстрация: W. M. KECK OBSERVATORY/ADAM MAKARENKO. Фото: J. WANG, CALTECH]