Под поверхностью Марса могут быть условия, допускающие существование жизни, - пишет eurekalert.org.

Хотя на поверхности Марса не было обнаружено никакой жизни, новое исследование, проведенное астрофизиком и научным сотрудником в Центре космических наук Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Димитром Атри, показывает, что условия под поверхностью могут потенциально поддержать ее существование. Подземное пространство - менее резкое и со следами воды - никогда не исследовалось. Согласно Атри, постоянная бомбардировка проникающих Галактических Космических Лучей (ГКЛ) может обеспечить энергию, необходимую для катализа органической активности под поверхностью.

Выводы Атри представлены в исследовании «Изучение биологического потенциала, вызванного космическими лучами радиационного химического неравновесия в подповерхностной среде Марса» в журнале Scientific Reports, Springer Nature.

Появляется все больше данных, свидетельствующих о наличии водной среды на древнем Марсе, что ставит вопрос о возможности существования жизнеобеспечивающей среды. Эрозия марсианской атмосферы привела к резким изменениям в ее климате, исчезли поверхностные воды, сократились пригодные для жизни места на планете, и лишь небольшое количество воды осталось вблизи поверхности в виде солевых растворов и отложений водяного льда. Жизнь, если бы она когда-либо существовала, должна была бы адаптироваться к суровым современным условиям, которые включают низкие температуры и поверхностное давление, а также высокую дозу радиации.

Используя комбинацию численных моделей, данных космических миссий и исследований глубоководных экосистем на Земле, Атри предлагает механизмы, благодаря которым жизнь, если она когда-либо существовала на Марсе, могла выжить и обнаруживаться в предстоящей миссии ExoMars (2022) Европейским космическим агентством и Роскосмосом. Он выдвигает гипотезу о том, что галактическое космическое излучение, которое может проникать на несколько метров ниже поверхности, вызовет химические реакции, которые могут использоваться для метаболической энергии существующей жизнью и организмами-хозяевами с использованием механизмов, наблюдаемых в подобных химических и радиационных средах на Земле.

«Интересно созерцать, что жизнь может выжить в таких суровых условиях, всего в двух метрах ниже поверхности Марса, - сказал Атри. - Когда в 2022 году будет запущен ровер Rosalind Franklin на борту миссии ExoMars (ESA и Роскосмос), оборудованной подземным бурением, он будет хорошо подходить для обнаружения существующей микробной жизни и, как мы надеемся, предоставит некоторые важные сведения».