Почему ГМО вызывает столько протестов

Методы когнитивных наук помогли понять, почему настороженное отношение к генно-модифицированным организмам так распространено в нашем обществе.

Бельгийские философы и биотехнологи объединились, чтобы дать ответ на вопрос, почему в обществе так широко распространено негативное и настороженное отношение к ГМО, несмотря на большой вклад этих технологий в сельское хозяйство. Они поясняют, что человеческий разум наиболее восприимчив к негативной информации, и этим пользуются противники ГМО, провозглашая эмоциональные лозунги. Результаты проведенного учеными анализа описаны в статье в журнале Trends in PlantScience и кратко изложены в пресс-релизе.

Типичные черты движения противников ГМО можно хорошо описать в терминах когнитивных процессов, поясняют ученые. Тексты против ГМО всегда апеллируют к особым человеческим эмоциям. К примеру, негативное описание ГМ-продуктов основывают на том, что они вызывают болезни и загрязняют окружающую среду, обращаясь, таким образом, к эмоции отвращения, сильной для любого человека. Информация, как-то ассоциированная с этой эмоцией, сильно «впечатывается» в сознание, и ей тем труднее что-то противопоставить, что биотехнологии, связанные с генной инженерией, довольно сложны для понимания.

Свой вклад в общественное мнение вносит и крайне низкая осведомленность в вопросах генетики и биологии в целом, считают ученые. Есть тому подтверждения и в нашей стране. Напомним ставший уже своеобразной легендой вопрос ВЦИОМ, в котором 71% респондентов ответили, что в обычных, не ГМО, растениях никаких генов нет.

И, наконец, сказываются моральные установки, существующие в обществе, основанные, в первую очередь, на религиозных воззрениях — «ученые берут на себя функцию Бога, он нас всех за это покарает». Существует устойчивая идея, что каждый организм имеет свою устойчивую природу, свою — цельную и навсегда установленную — форму и суть, а человек не должен в нее вмешиваться. Авторы статьи обращают внимание на то, что эта идея вступает в противоречие, собственно, с теорией эволюции, согласно которой любой организм меняется, приспосабливаясь к среде, иногда — до неузнаваемости.

Авторы призывают ученых активнее участвовать в полемике вокруг ГМО, поскольку, по большому счету, на текущий момент широкой общественности гораздо доступнее и понятнее эмоциональные призывы противников ГМО, чем точка зрения науки. Они также предлагают формировать точку зрения, согласно которой нужно смотреть не на процесс, а на получаемый продукт, причем каждый рассматривать по отдельности с точки зрения именно его характеристик. Скандал с Анн Гловер, недавним советником Еврокомиссии по науке, стал тому ярким подтверждением.

Недавно портал Научная Россия также публиковал материал с мнениями экспертов о том, почему не развивается генная инженерия в отношении животных.

восприятие информации генно-модифицированные продукты гмо эмоции