20 марта 2021 года состоится вывод на околоземную орбиту первого спутника Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который займется дистанционным зондированием Земли. Специалисты и студенты Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ, участвовавшие в его разработке, отправились на космодром Байконур, чтобы лично наблюдать за запуском и делиться новостями в режиме реального времени.

Символично, что запуск спутника состоится именно в Год науки и технологий, которым объявлен 2021 год в России. Разработка и создание спутника – результат долгой работы специалистов и студентов МИЭМ НИУ ВШЭ, а также учащихся Лицея НИУ ВШЭ в тесном взаимодействии с компанией «Спутникс», образовательным центром «Сириус» и компанией «Сканэкс».

МИЭМ, ведущий свою историю с 1962 года, еще в советский период принимал участие в многочисленных проектах, связанных с освоением космоса. В 2015 году в институте была создана учебно-исследовательская лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем, при которой стал формироваться собственный Центр управления полетами (ЦУП) малыми космическими аппаратами (МКА) для приема и обработки данных, получаемых в режиме реального времени.

Первый пролет спутника над ЦУП МИЭМ НИУ ВШЭ ожидается 20 марта в 22:00 (мск). Сотрудники лаборатории уже готовы принимать и обрабатывать сигнал, прием которого ожидается не реже трех раз в сутки. Что касается получаемых данных, то сначала это будет телеметрическая информация для корректировки спутника и проверки всех систем. Далее начнется передача данных дистанционного зондирования Земли, чтобы на выходе получать снимки планеты, обработанные при помощи специализированного ПО, разработанного в лаборатории.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) – приоритетная задача спутника на орбите, реализуемая с целью мониторинга экологического состояния поверхности планеты из космоса. Казалось бы, проблемы экологии во всем мире воспринимаются обществом как одни из самых острых, но на сегодняшний день существует нехватка актуальных и открытых спутниковых данных для экологического мониторинга, недостаточной частоты обновления таких данных, отсутствие доступной спутниковой системы ДЗЗ.

Студенты МИЭМ НИУ ВШЭ будут в режиме реального времени рассказывать всё самое интересное о своей поездке, Байконуре и запуске спутника в специально созданном канале лаборатории в Инстаграм: https://www.instagram.com/hse_is_space/?igshid=8ho5wj99p2qd