Несколько тысяч лет после неолитической революции — переходу к оседлому образу жизни — жители Европы были неспособны переваривать молоко, показали исследования, проведенные под руководством Рона Пинхаси (Ron Pinhasi), археолога и сотрудника Дублинского университета. Об истории питья молока, запечатленной в костях людей, живших тысячи лет назад, рассказывает веб-сайт Livescience.

Ученые изучили останки 13 человек, найденных при строительстве автомагистрали в Центральной Европе на Большой среднедунайской равнине. Для получения ДНК они использовали каменистые кости — это кость пирамидальной формы, расположенная у основания черепа и защищающая внутреннее ухо, одна из самых крепких в скелете человека. Дело в том,  что несколько лет экспериментирования показали — из них можно извлечь от 12% до 90% ДНК индивидуума, в то время как все прочие кости (зубы, ребра и т.д.) дают в лучшем случае 10%.

Так вот, анализ полученных ДНК, во-первых, помог исследователям уточнить, как менялось население Европы. В эпоху неолита, как объяснил Пинхаси, жители центральной Европы по своему внешнему виду больше походили на обитателей современной Сардинии. Но в бронзовом веке произошел скачок, после которого люди оказались куда больше похожими на современных западных европейцев. Далее, в железном веке, явно ощущается приток большого количества людей из Азии и с Кавказа.

Но, во-вторых, данные ДНК показывают, что, несмотря на все эти перемены, вплоть до начала бронзового века жители Европы оставались невосприимчивыми к лактозе. При этом археологические находки уверенно указывают на начало производства молочных продуктов еще за несколько тысяч лет до этого, в эпоху неолита. Как предполагает Рон Пинхаси, в течение этих тысячелетий люди использовали молоко исключительно для получения сыра и кисломолочных продуктов, и только в бронзовом веке их гены выработали способность расщеплять лактозу, а значит, люди того времени получили доступ к такому питательному продукту, как молоко.

Эти выводы соответствуют наблюдениям, сделанным исследователями разных стран в рамках проекта LeCHE, посвященного изучению распространения молока и молочного хозяйства в древнем мире. Участники этого проекта поставили вопрос о распространении потребления молока в связь с вопросом о том, произошли ли современные европейцы от ближневосточных земледельцев или от охотников-собирателей, обитавших в Европе в древнейшие времена. Участники проекта LeChe считают, что появление способности переваривать молоко связано с появлением в Европе пришельцев с Ближнего Востока, вытеснивших прежних обитателей и, кстати, приведших с собой на новое место молочный скот, который уже давно разводили в Азии.

Теперь ученые секвенируют ДНК людей, живших 13 тысяч лет назад на Кавказе  и в других частях Европы, а также хотя узнать, какого происхождения были первые фермеры.

Известно, что и сегодня довольно большой процент взрослого населения Земли плохо воспринимает лактозу — вещество, составляющее основу молока. Именно поэтому все дети на Земле пьют молоко, но, когда многие из них становятся взрослыми, у них как будто отключается ген, отвечающий за расщепление лактозы. Очевидно, это воспоминание о тех далеких временах, когда практически все доисторические люди не были способны воспринимать лактозу.

Фото превью: ru.123rf.com