Лечение закрытого разрыва ахиллова сухожилия часто вызывает осложнения и не всегда гарантирует полное восстановление после операции. Но методы специалистов подведомственного Минобрнауки России Пензенского государственного университета (ПГУ) сделали возможным проведение эффективной терапии поврежденного сухожилия с полным последующим восстановлением его функций. Разработка подходит для лечения свежих и застарелых разрывов.

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой «Травматология, ортопедия и военно-экстремальная медицина» ПГУ Станислав Сиваконь и старший преподаватель кафедры Сергей Сретенский

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой «Травматология, ортопедия и военно-экстремальная медицина» ПГУ Станислав Сиваконь и старший преподаватель кафедры Сергей Сретенский

 

По словам авторов, при терапии подкожных повреждений ахиллова сухожилия врачи сталкиваются с двумя проблемами, вызывающими осложнения, — разволокнением места разрыва сухожилия и чрезмерным растяжением - диастазом - икроножной мышцы.

Решить их позволят запатентованные пензенскими учеными методы сшивания сухожилий. Первый — направлен на восстановление свежих разрывов ахиллова сухожилия. Этот вид травмы чаще всего дегенеративный, то есть ему предшествовали процессы ослабления структуры сухожилия, например, при сидячем образе жизни или внутренних изменениях организма.

«При открытом повреждении ахиллова сухожилия, например острым орудием, все волокна повреждаются на одном уровне. Срез ровный, его легко сшить, сопоставив концы. При закрытом разрыве волокна рвутся на разных уровнях, и в результате сухожилие представляет собой разволокненную структуру, которую сшить можно, но здесь образуются торчащие в разные стороны пучки коллагеновых волокон. Мы предложили два способа, один из них для свежих подкожных повреждений. Наш метод решает эту проблему при помощи использования ксеноперикардиальных пластин», — поясняет доктор медицинских наук, заведующий кафедрой «Травматология, ортопедия и военно-экстремальная медицина» ПГУ Станислав Сиваконь.

Ксеноперикардиальные пластины — это ферментативно обработанные промышленным способом прямоугольные листы перикарда (сердечной сумки) теленка, их максимальный диаметр — 12х12 см. Материал широко применяется в различных отраслях хирургии. Он биологически инертен, то есть после обработки содержит только эластин и коллаген, что помогает ему легче приживаться после имплантации пациенту. Особенность ксеноперикарда состоит в наличии двух поверхностей: мезотелиальной (гладкой) и фиброзной (ворсистой), а сетчатая структура делает его прочнее ахиллова сухожилия.

«Применение ксеноперикарда позволяет сделать более прочным шов — сетчатая структура ксеноперикарда не дает нитям прорезать его, как это происходит при обычном сшивании места разрыва. Шов гарантированно становится прочнее. Наш метод позволяет быстрее и более полно восстанавливаться скользящей функции сухожилия», — добавляет ученый.

Исследователи ПГУ предложили оборачивать область шва сухожилия фиброзной поверхностью внутрь, а гладкой наружу, таким образом заключая пучки коллагеновых волокон разорванного сухожилия внутри ксеноперикарда. Эта изоляция препятствует сращению сухожилия с окружающими тканями и помогает восстановить скользящую поверхность.

Как отмечают ученые, ксеноперикард в процессе изготовления проходит сложную многоступенчатую химико-биологическую обработку. Благодаря этому из биоткани полностью удаляются все носители, чтобы не происходило отторжение на всех уровнях. При этом структурное построение фибриллярных белков остается нетронутым. Это позволяет материалу выступить в роли матрицы для заселения клеток пациента, трансформироваться в собственные здоровые ткани и метаболизироваться по законам природных процессов.

Второй метод направлен на восстановление застарелых разрывов ахиллова сухожилия, которые возникают, когда пациент обращается к врачу более чем через три месяца после получения травмы.

Самая распространенная проблема при подобной травме — ретракция икроножной мышцы, впоследствии приводящая к диастазу. Мышца сокращается, но не растягивается обратно, из-за этого после трех месяцев становится невозможно вытянуть ее до прежней длины и провести операцию по сшиванию места разрыва ахиллова сухожилия. Обычно ее решают при помощи аутопластики (использования собственных тканей пациента). Однако данный способ может приводить к косметическому дефекту, уязвимости места разрыва, риску повторной травмы и другим осложнениям.

Пензенские специалисты предлагают также замещать образовавшийся диастаз ксеноперикардиальными пластинами.

«Ксеноперикард вшивается в расщепы сухожилия, а сверху воссоздается скользящая поверхность вторым кусочком материала. Получается замещение структуры сухожилия и замещение скользящей поверхности. Поскольку ксеноперикард — коллаген, то есть универсальный белок соединительной ткани, то он не воспринимается организмом как чужеродная структура и не отторгается. При этом он имеет высокую механическую прочность и прочность к рассасыванию. Эта особенность позволяет ксеноперикарду медленно замещаться собственной соединительной тканью организма в течение года. В него врастают кровеносные сосуды, по этим сосудам туда поступают ростковые клетки. Они начинают «строить» новую коллагеновую ткань, за год все замещается вновь образованными коллагеновыми волокнами сухожилия», — комментирует старший преподаватель кафедры «Травматология, ортопедия и военно-экстремальная медицина» ПГУ Сергей Сретенский.

Ученые уже провели ряд МРТ-исследований, подтверждающих восстановление структуры сухожилия. Результаты показали, что ксеноперикард полностью замещается собственной соединительной тканью сухожилия почти в 100% случаев.

Производством пластин для российского и зарубежного рынков занимается пензенское научно-производственное предприятие. Ознакомиться с патентами можно по ссылке.

 

Источник информации: пресс-служба Минобрнауки России

Источник фото: ПГУ