0 комментариев 751

Палеонтологи из России и Германии обнаружили останки одних из первых саламандр Земли

Новый вид древних амфибий ученые нашли в окрестностях деревни Никольское в Красноярском крае, где залегают породы, которые образовались более 166 млн. лет назад, в середине юрского периода

Палеонтологи из России и Германии обнаружили на территории Красноярского края останки одних из первых саламандр Земли. Характерной особенностью останков была необычная анатомия, сообщает ТАСС. Описание ископаемых останков опубликовал научный журнал PLOS ONE.

Новый вид древних амфибий палеонтологи нашли в окрестностях деревни Никольское в Красноярском крае, где залегают породы, которые образовались более 166 млн. лет назад, в середине юрского периода. За последние годы ученые обнаружили в них множество отпечатков тел древних животных, в том числе примитивных черепах, крокодилов, карликовых "кузенов" тираннозавров, а также примитивных млекопитающих. Ученые назвали ископаемое Egoria malashichevi – в честь своего коллеги Егора Малашичева, доцента кафедры зоологии позвоночных СПбГУ, который умер в 2018 году.

Саламандры юрского периода

Открытие останков саламандры, как отмечает один из авторов Павел Скучас, интересно по той причине, что российские палеонтологи уже находили отпечатки тел двух других видов этих амфибий, очень непохожих на Egoria malashichevi. Представители одного из них были значительно крупнее, чем новая находка ученых. Вторые, напротив, были значительно меньше, и при этом анатомия их тела была ближе к современным саламандрам, чем к примитивным древним земноводным.

Соответственно, существование сразу трех видов саламандр в одной и той же местности, по мнению палеонтолога, говорит о том, что эти древние животные занимали разные экологические ниши. Исследователи считают, что примитивные саламандры заселяли крупные водоемы, а родичи современных амфибий – мелкие реки и озера.

Egoria malashichevi, в свою очередь, занимали промежуточное положение – по устройству тела они были гораздо ближе к гигантским примитивным саламандрам, но при этом больше походили на современных амфибий по размерам и среде обитания.

В прошлом палеонтологи еще не находили в отложениях юрского периода саламандр средних размеров. Почему это так, пока не ясно. С одной стороны, вполне возможно, что ученым просто не везло, но при этом нельзя исключать и того, что амфибии таких размеров не были конкурентоспособными и быстро вымерли из-за более крупных или мелких родичей.

Как отметил Скучас, в ближайшее время российские палеонтологи планируют сравнить найденные ими останки с костями древних саламандр, которые были найдены в Британии в отложениях того же времени, залегающих в окрестностях Оксфорда. Это сравнение, как надеются ученые, поможет им раскрыть причину редкости амфибий средних размеров, а также выяснить, были ли они распространены в других уголках Евразии времен середины юрского периода.

Иллюстрация: Останки саламандры Egoria malashichevi