Палеоэкологи МГУ приступили к исследованию памятника архитектуры в центре Москвы

Сотрудники биологического факультета МГУ с коллегами из Оттавы отобрали образцы ископаемых экскрементов и погребённых почв в раскопе на Биржевой площади. Проанализировав их, учёные смогут реконструировать историю освоения территории Москвы до основания города и узнать подробности быта средневековых москвичей.

Команда биологов МГУ и почвовед из Университета Оттавы присоединились к исследованию археологического памятника на Биржевой площади. Памятник был уже был известен по документам, однако прежде его не раскапывали. В рамках проекта благоустройства Москвы "Моя улица" строители обнажили его верхние слои, после чего к работе приступили учёные.

«Случай изучить историю землепользования и быт древних людей естественнонаучными методами на территории Москвы выпадает нечасто, — рассказывает Екатерина Ершова, палеоэколог МГУ, кандидат биологических наук. — Палеоэкологические исследования позволяют реконструировать жизнь людей и историю освоения территории даже при отсутствии культурных находок, а при их наличии — существенно дополнить картину».

Учёные по слоям отобрали образцы почв, чтобы посмотреть, какие семена, пыльца и угли в них содержатся. Таким образом исследователи планируют уточнить, когда на месте современного центра Москвы впервые поселились люди и какое хозяйство они там вели. Помимо почв, учёные отобрали человеческие копролиты (ископаемые эксперименты) из места, где в 15-16 веках предположительно был туалет. Кроме самих экскрементов, в нужниках сохраняются семена растений, которые ели люди, яйца насекомых, угли, непереваренные остатки пищи и многие другие объекты. Определив и изучив их, учёные смогут рассказать о диете и гигиене средневековых москвичей.

археологические раскопки в москве биржевая площадь