Новое революционное исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the Royal Society B и проведенное в Научно-исследовательском институте Музеев Виктории, перевернуло наше прежнее представление об эволюции самых крупных животных в истории человечества – китов.

До сих пор считалось, что начало ледникового периода в Северном полушарии около 3 миллионов лет назад положило начало эволюции гигантских китообразных. Новые данные показывают, что на самом деле этот скачок в размерах произошел еще 20 миллионов лет назад, причем в противоположном направлении – в Южном полушарии.

Главное открытие было сделано в результате изучения окаменелости, хранящейся в коллекции Музея Виктории, – передней части нижней челюсти необычайно крупного и древнего кита возрастом 21–16 миллионов лет. Окаменелость была извлечена из скалы на берегу реки Муррей в Южной Австралии в 1921 году, но оставалась в коллекции практически неизученной, пока доктор Фицджеральд не осознал ее значение около десяти лет назад как самого крупного кита, известного на тот момент.

В своей работе доктор Рул и доктор Фитцджеральд совместно с командой из Австралии и Новой Зеландии показывают, что киты достигли гигантских размеров сначала в Южном полушарии, а не в Северном, и на протяжении всей своей эволюционной истории – около 20-30 миллионов лет – имели более крупные размеры тела в Южном полушарии. Также было обнаружено, что кончик челюсти кита масштабируется в зависимости от размера тела. По их оценкам, длина этого кита составляла около 9 метров.

Самые крупные из ныне живущих китов, такие как синий кит, достигают длины баскетбольной площадки. Примерно 19 миллионов лет назад кит из реки Мюррей при длине 9 метров уже составлял треть такого размера. Таким образом, киты уже были на пути к превращению в океанских гигантов.

Такие факторы, как сильное замерзание Антарктиды, изменения в океанических течениях и взрыв биомассы планктона, привели к эволюции китов в Южном полушарии задолго до того, как они достигли своих огромных размеров в Северном полушарии. Сегодняшнее открытие изменило историю эволюции китов.

[Фото: jamesteohart / ru.123rf.com]