Сегодня, 5 октября, в ходе Дней космической науки - части Всемирной недели космоса - начала работу первая международная конференция по космическому образованию "Дорога в космос". В дни конференции обсудят задачи и проблемы космического образования в России и за рубежом, вопросы популяризации космических исследований и повышения интереса молодежи к космической отрасли. Организатор конференции: Институт космических исследований РАН при поддержке и в сотрудничестве с РАН, Роскосмосом, Минобрнауки РФ.
Открыл конференцию Лев Матвеевич Зелёный, научный руководитель Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик РАН. Он рассказал, что конференцию "Дорога в космос" впервые провели в октябре 2019 года, но тогда она была всероссийской, в 2021 году список участников конференции расширился и на участников из других стран. Помимо этого, впервые на конференции обсудят и вопросы школьного образования.
"Первый раз мы свою деятельность распространяем на всю молодёжь от школ до вузов, молодых учёных, разве что, до детских садов ещё не дошли. Сегодняшний круглый стол будет посвящен школьному космическому образованию, в течение этой недели будет ещё два круглых стола, посвященных космической журналистике и космическим музеям. В них будут участвовать основные лидеры этой деятельности: руководить круглым столом по журналистике будет Игорь Маринин - главный редактор журнала "Русский космос" [ранее журнал назывался "Новости космонавтики"], - говорит Лев Матвеевич.
Онлайн с приветственными словами выступил Андрей Михайлович Романов, заместитель директора Департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ. В своём выступлении он пожелал успехов участникам конференции и отметил важность вести подрастающее поколение по дороге в космос.
Директор Корпоративной академии Роскосмоса, Кирилл Игоревич Порватов в своем выступлении обратил внимание на то, что для освоения космического пространства важно объединение усилий: "Мы очень рады, что конференция приобретает международный характер, так как придерживаемся мнения, что решать общечеловеческие задачи по освоению космического пространства нужно всем вместе". В выступлении он отметил, что решить задачу освоения космоса невозможно без науки и учёных.
Директор Физтех-школы аэрокосмических технологий Сергей Серафимович Негодяев рассказал о первостепенных задачах МФТИ: "Физтех создавался для решения ряда прикладных задач. Одна из главнейших - создание космической техники. И Физтех был сосредоточен на подготовке кадров и для освоения космического пространства, и решения тех научных и прикладных задач, в которых и в настоящий момент Россия остаётся лидером". В завершении он пожелал успехов тем, кто трудится в мире образования и подготовки учёных и специалистов для космоса.
Михаил Юрьевич Беляев, доктор технических наук, профессор, заместитель руководителя НТЦ РКК "Энергия" прочитал лекцию на тему "МКС для образования". В ней он отметил, что нынешний год во многом оказался юбилейным для космической отрасли. Как, например, 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, состоялся первый запуск человека в космос. А Ракетно-космическая корпорация "Энергия", которая сделала возможным запуск первого искусственного спутника Земли, в этом году отметила своё 75-летие. Как отметил Михаил Юрьевич, "МКС является удобной космической лабораторией для проведения экспериментов и решения важных научных и образовательных задач". В докладе он привёл показательные примеры космических экспериментов: "Ураган", "Сценарий", "Дубрава", "Таймер" и другие. Результаты этих экспериментов регулярно публикуются в научных журналах и применяются на практике.
Станислав Иванович Климов, в докладе о трёхуровневом научно-образовательном эксперименте в магнитосфере рассказал, что в 2002 год был запущен российско-австралийский спутник "Колибри-2000", который был изготовлен в ИКИ РАН. Он стал первым шагом в реализации научно-образовательных микроспутников. В нём участвовали школы Обнинска, Москвы и Сиднея.
Андрей Михайлович Садовский, кандидат физико-математических наук, учёный секретарь ИКИ РАН рассказал о проекте "Zero robitics" как куратор этой программы с российской стороны. Он был организован Массачусетским технологическим институтом (MIT), NASA, и к участию приглашались школьники разных стран, в том числе из России. Для проекта на МКС поместили специальные устройства - Spheres (сферы) - многогранники, по размером примерно с футбольный мяч, которые занимались задачами ориентации. В каждую "сферу" входили акселерометры, гироскопы, ультразвуковой радар, камера. Их приводили в движение 12 двигателей с сжатым воздухом.
Проект получил название Zero Robotics, потому что под "нулем" подразумевались нулевая гравитация, нулевая стоимость (программа бесплатна для прохождения), zero configuration - ничего не требовалось дополнительно устанавливать на компьютер, вся система работала онлайн. Проект включал в себя два турнира: для средней и старшей школы. В каждом школьники должны были выполнить задания по программированию, а для финала написать программу для сфер. При победе программу, которую они написали, запускали в "сфере" на МКС. К сожалению, в 2019 году программа прекратилась. "Если говорить об образовательных программах для школьников, то, фактически, из таких технических программ на МКС существовали две образовательные программы, обе - совместно с NASA. Где одна - "Земля из космоса", когда космонавтам и астронавтам заказывали фотографии определённых мест Земли и вторая - эта, связанная с программированием. Может быть, когда-то это возобновится".
Далее выступающие рассказали о космическом эксперименте от идеи до запуска (заведующий межвузовской кафедрой космических исследований Самарского университета И.В. Белоконов), особенностях обучения студентов МФТИ для работы в прикладных задачах космической отрасли (директор Физтех-школы аэрокосмических технологий С.С. Негодяев) и о других вопросах.
Так, в своём выступлении Сергей Серафимович отметил, что студенты не всегда своевременно получают информацию о том, какими задачами придётся заниматься, и это в условиях открытого информационного общества. На его взгляд это приводит к некоторой потере того энтузиазма к космическим наукам, который был свойственен во времена до начала этого века. "Некоторое снижение интереса к этим специальностям появляется в том, что наиболее "сильные" по ЕГЭ абитуриенты поступают в публично хорошо раскрученные и популярные направления, такие как "Computer science", "Искусственный интеллект", нефтяные технологии и так далее", - говорит С.С. Негодяев. Для возрастания интереса к космическим наукам он предлагает использовать комплексный подход, включая проведение новых мероприятий для школьников, создания прикладных, реальных задач для студентов, раннее привлечение к научно-исследовательской работе студентов (со второго курса обучения) и дополнительные меры.
Конференция продлится до 8 октября. Помимо научных докладов, круглых столов, планируется и проведение конферта. С программой конференции можно ознакомиться на официальном сайте конференции по ссылке.