На Международном форуме «Ребёнок в цифровом мире», организованном МГУ имени М.В. Ломоносова, ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований и Российским психологическим обществом, были представлены результаты исследования, посвященного особенностям работы мозга у детей с расстройствами аутистического спектра. Выводы помогут в разработке терапевтических подходов, направленных на нормализацию функциональных связей у таких детей.

Результаты последних популяционных исследований демонстрируют неуклонный рост распространенности расстройств аутистического спектра (РАС). По некоторым данным, аутизм встречается у 1-3 % детской популяции. Однако ситуация с постановкой диагнозов РАС остается очень сложной. 

Природа РАС еще до конца не изучена, и ученые во всем мире активно работают в этом направлении. Сегодня мы знаем, что РАС являются нейрологическими расстройствами, то есть связанными с функционированием нервной системы. Как правило, они развиваются на пренатальных и ранних послеродовых стадиях. 

Научная группа под руководством кандидата психологических наук, научного руководителя направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Ольги Сысоевой занимается комплексным изучением особенностей функционирования мозга у детей с РАС и детей с нормальным функционированием мозга. 

«Нашим основным интересом является изучение связи между генами, нейронными процессами и психологическими функциями у детей с РАС и нейротипичных детей. Большое внимание мы уделяем возрастным изменениям функционирования мозга, в частности, исследуется возрастной период от раннего детства до подросткового возраста, который является критически значимым для РАС», – отмечает Ольга Сысоева.  

Ученые провели запись электрической активности мозга в покое у 148 детей с РАС и 173 нейротипичных детей и сравнили особенности функционирования мозга в данных группах. Результаты показали, что нейротипичные дети имеют более сильные связи между областями мозга, отвечающими за социальное понимание, контроль эмоций и подавление двигательной активности, по сравнению с детьми с РАС. 

Кроме того, была выявлена возрастная зависимость активации мозга у детей с РАС, где до 6-7 лет наблюдалась гиперактивация, а в старшем возрасте – гипоактивация мозга. Эти связи также затрагивают области мозга, отвечающие за эмоции, сознание и внимание, и нарушения в этих связях могут способствовать когнитивным и поведенческим нарушениям у детей с расстройствами аутистического спектра.

Выводы, сделанные по результатам исследования, подчеркивают различия в функционировании мозга у детей с РАС и типично развивающихся детей, а также влияние возраста на эти различия.

Полученные результаты указывают на необходимость разработки терапевтических подходов, направленных на нормализацию функциональных связей у детей с РАС. Для такой нормализации функционирования мозга у детей с РАС могут быть использованы различные методы, включая биологическую обратную связь, музыкальную терапию, гормональные терапии, транскраниальную магнитную стимуляцию и другие подходы. 

На форуме выступили спикеры из 40 стран мира. Благодаря официальным языкам мероприятия — русскому, английскому и испанскому — участники смогли обменяться опытом и знаниями о важности цифровых технологий в развитии и образовании детей.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Источник фото: ru.123rf.com