Органические молекулы в атмосфере Титана задали загадку

В атмосфере Титана обнаружились зоны скопления органических молекул, смещенных от Северного и Южного полюсов, что противоречит традиционным представления о ветрах над этим спутником Сатурна.

Исследователи из NASA Goddard Space Flight Center в Гринбелт (штат Мэриленд, США) обнаружили неравномерное распределение органических молекул в атмосфере Титана, хотя можно было ожидать, что дующие с востока на запад ветры в средней части атмосферы должны были бы тщательно перемешать все образованные там молекулы. Результаты работы опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Это открытие было сделано в течение трехминутного наблюдения с помощью Atacama Large Millimeter/submillimetr Array (ALMA). Это высокочувствительный прибор отслеживал изоцианид водорода (HNC) и цианоацетилен (HC3N) в атмосфере, которые изначально считались равномерно распределенными в областях вокруг Северного и Южного полюсов Титана. Эти выводы согласовывались с результатами наблюдений  космического аппарата «Кассини», который обнаружил высокие концентрации некоторых газов над тем полюсом Титана, который в данным момент переживал зиму.

Но оказалось, что на самых больших высотах полосы органических молекул были сдвинуты в сторону от полюса. «Такие вариации атмосферных газов  с востока на запад никогда прежде не были замечен в атмосфере Титана. Объяснение их происхождения представляет собой новую интересную проблему», — подчеркнул Мартин Кординер (Martin Cordiner), руководитель работы. «Кажется невероятным, что химические механизмы могут работать так быстро, чтобы возник перепад плотностей наблюдаемых молекул», — добавил Конор Никсон (Conor Nixon), исследователь в центре Goddard и соавтор статьи.

В качестве возможной причины ученые рассматривают тепловые или другие эффекты, связанные со взаимодействием с мощным магнитным полем Сатурна, которое простирается достаточно далеко, чтобы охватить весь Титан. «Кроме того, нельзя исключить какие-то странные атмосферные циркуляции», — сказал Кординер.

Титан с его плотной атмосферой, озерами, реками и морями более всего похож на Землю среди крупных планет Солнечной системы. Только вместо воды на холодной поверхности Титана текут потоки жидких органических молекул, в том числе и метана (СН4) и этана (C2H6).

Атмосфера Титана уже давно представляет интерес, поскольку она действует как своего рода химический завод, использущий энергию Солнца и магнитное поле Сатурна для получения широкого спектра органических молекул. Изучение этой сложной химии может уточнить наши представления о свойствах ранней атмосферы Земли, которая могла быть по химическим особенностям похожа на ту, что существует сегодня на Титане. «Эти наблюдения ALMA дают нам новое представление о том, как органические молекулы — строительные блоки жизни — формируют планетную среду», — сказал сказал Энтони Ремижан (Antony Remijan), астроном в национальной радиоастрономической обсерватории в Charlottesville, штат Вирджиния, США.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о том, что экспертам из NASA удалось воспроизвести запах атмосферы Титана, а на поверхности обнаружился некий «волшебный остров». Позднее выяснилось, что океан на спутнике Сатурна по составу подобен Мертвому морю на Земле. Наконец, ученые смогли построить реалистичную модель атмосферы Титана.

атмосфера органические молекулы сатурн титан