Онлайн-проект МГУ “Флора России” собрал 100 000 наблюдений пользователей со всей страны

26 июня проект Гербария МГУ «Флора России» собрал 100 000 пользовательских фотографий растений из 85 регионов России. Учёные уже идентифицировали растения с большинства изображений. На основании пользовательских наблюдений исследователи планируют подготовить национальный атлас флоры России. Проект реализован при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Механизм проекта простой. Любой зарегистрированный на площадке iNaturelist пользователь с помощью мобильного приложения (если снимает на смартфон) или сайта (при загрузке больших архивов или работе с фотоаппаратом) загружает фотографию или серию фотографий найденного растения. Обязательные требования – указанная точка съемки (смартфоны делают это сами), четкое разделение дикорастущих и культурных растений, объединение серии фотографии одного вида из одного места в единое наблюдение. Нейронная сеть подскажет пользователю научное название вида, а эксперты проекта подтвердят или исправят его в случае необходимости.

Как только наблюдение получит совпадающие определения от двух экспертов, оно получает статус "Исследовательский уровень" и автоматически подгружается в соответствующий региональный проект и на всероссийский портал. Раз в неделю эти данные экспортируются также в GBIF – всемирную базу открытых данных о биоразнообразии.

Проект стартовал в январе, однако уже несколько университетов используют его в студенческих учебных практиках. Самыми активными участниками в июне стали студенты и преподаватели МГУ (биологический факультет, факультет почвоведения, Филиал в Севастополе), а также университетов Нижнего Новгорода, Барнаула и Брянска. Этому способствовало наличие у исходной платформы русскоязычного интерфейса и экспорт списка из 20 тысяч русских названий растений из Цифрового гербария МГУ.

«Ещё в декабре 2018 г. мы начали работу с московскими любителями природы по проекту РФФИ. Спустя лишь пару дней активной работы стало ясно – у нашего проекта и платформы в целом невероятный потенциал, она пришлась по вкусу многим. Не прошло и полугода, а с нами уже сотрудничают свыше 2 000 участников от Калининградской области до Камчатки. Многие пользователи организовали на iNat свои небольшие тематические проекты по редким растениям отдельных регионов или природе родного района. Мы просим пользователей указывать свободные лицензии для своих фотографий, чтобы их наблюдения можно было использовать в научной работе», — рассказал ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ Алексей Серегин.

Данные проекта станут основой «Атласа флоры России». Сейчас в зачете регионов лидирует Приморский край. За ним с заметным отставанием идут Москва, Московская область, Алтайский край и Чувашия. По выходным проводятся кубковые биоблицы — соревнования, в которых участники из разных регионов стремятся за короткий срок сфотографировать и загрузить максимальное число видов или наблюдений. Так, в четвертьфинал командного кубка, который пройдет 29–30 июня 2019 года вышли Брянская, Омская, Томская и Ярославская области, Москва, Дагестан, Татарстан и Камчатка.

В целом платформа iNaturalist очень популярна по всему миру. В азартной фотоохоте на растения и животные мира участвуют свыше 600 000 пользователей, которые все вместе сделали 22 000 000 наблюдений. Сейчас Россия занимает седьмое место в мире и первое в Евразии по числу загруженных фотографий растений. Впереди США, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Австралия и ЮАР. Однако по доле подтвержденных экспертами наблюдений наша страна занимает безусловное первое место.

На платформе iNaturalist любой желающий может загрузить не только фотографию неизвестного или наоборот хорошо узнаваемого цветка, но и наблюдения любых других организмов – птиц, грибов, насекомых.

Пресс-служба МГУ