Сотрудники ГАИШ МГУ в составе международной группы исследователей под руководством Элиаса Айди (Университет штата Мичиган, США) провели уникальные наблюдения новой звезды V906 Киля, вспыхнувшей в южном созвездии Киль 16 марта 2018 года. Статья с описанием и интерпретацией наблюдений новой звезды опубликована 13 апреля в журнале Nature Astronomy.

Термином "новая звезда" описывается термоядерный взрыв происходящий на белом карлике в двойной звёздной системе. Белый карлик - остаток звезды типа Солнца, израсходовавшей всё термоядерное топливо (водород) в своём ядре и закончившей свой жизненный цикл. В двойной звёздной системе вещество падающее со звезды-компаньона может накапливаться на белом карлике. Возобновившиеся термоядерные реакции на короткое время оживляют белый карлик как звезду.

Наблюдения учёных проводились в течение полутора месяцев одновременно на орбитальной обсерватории Fermi в гамма-диапазоне (энергия фотонов >100 МэВ) и микроспутнике BRITE в оптическом диапазоне. Полученные кривые блеска показывают серию вспышек длительностью около суток, происходящих одновременно в оптическом и гамма диапазонах и видимых поверх плавно развивающейся вспышки новой звезды. Одновременность вспышек указывает на то, что значительная часть оптического излучения новой имеет общее происхождение с её гамма излучением. Гамма излучение генерируется частицами, разгоняемыми на ударных волнах внутри разлетающейся оболочки новой.

V906 Киля оказалась самой яркой в гамма-диапазоне новой звездой из когда-либо наблюдавшихся. Это позволило проследить изменения потока гамма излучения от неё с беспрецедентной точностью, выделив в кривой блеска отдельные вспышки. «V906 Киля оказалась в поле зрения микроспутника BRITE, что позволило следить за изменениями её яркости в течение полутора месяцев без перерывов на светлое время суток и плохую погоду (как обычно бывает с наблюдениями наземных обсерваторий). Во время вспышек, яркость новой в оптическом диапазоне удваивалась, что указывает на то, что значительная часть оптического излучения черпает энергию в ударных волнах, а не напрямую из нагрева сброшенной оболочки новой излучением белого карлика. Изучение классических новых позволяет лучше понять их более мощных родственников - сверхновые и "красные новые", явления происходящие при взрыве и слиянии звёзд», - рассказал один из авторов исследования, сотрудник отдела изучения Галактики и переменных звезд ГАИШ МГУ Кирилл Соколовский.

Изображение. График изменения яркости со временем (кривая блеска) новой V906 Киля в оптическом (сверху) и гамма (внизу) диапазонах, полученная космическими обсерваториями BRITE и Fermi. Единицы измерения - сутки с момента вспышки, звёздные величины в фотометрической системе спутника BRITE и 10^-9 эрг/см^2/сек, соответственно. Чёрные вертикальные линии отмечают моменты вспышек. Красная вертикальная линия показывает момент наблюдений на рентгеновском телескопе NuSTAR. Красная горизонтальная линия указывает время отсутствия данных телескопа Fermi из-за технической неисправности. Кирилл Соколовский/МГУ