17 мая открылась VII международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE-2018), которую проводят МГУ имени М.В. Ломоносова и Московская педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО). В этом году она проходит под эгидой ЮНЕСКО.

В 2018 году стартует Десятилетие детства, которое объявил в своем майском указе прошлого года Президент России. Один из пунктов этого десятилетнего плана – обеспечить доступность и качество образования. В том числе и дошкольного. Этот пункт – не случаен. В последнее время в России, да и во всем мире, все больше находит поддержку идея о том, что детский сад – это не просто место, где ребёнок проводит время, пока его родители на работе. Это – учреждение дошкольного образования, где дети получают знания, где начинает формироваться личность ребёнка. И потому образование дошколят имеет огромное значение. Андрей Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования, подчеркнул на открытии конференции, что государство уделяет большое внимание дошкольному образованию и что такие понятия как «воспитание» и «обучение» сегодня неразрывны.

Быстро меняющийся мир, новая среда, в которой растут современные дети, требуют новых методов работы воспитателей, ставят новые вопросы перед психологами и педагогами. Обсудить эти актуальные вопросы, найти решения насущных проблем, обменяться опытом – основные задачи конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 

– Очень важно, что тема [детства и детского образования – НР] – дисциплинарная. Здесь нет очень узких и единообразных подходов. Эта тема по своей природе – университетская, – подчеркнул ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий, говоря  о значении университетов в обсуждении научных подходов к дошкольному образованию. В МГУ несколько лет назад был создан Институт человека. Это «виртуальный» институт, если можно так сказать – с точки зрения административной. У него нет штата, нет аппарата, это институт, который работает в форме семинаров, советов, дискуссий. В рамках этого Института был создан междисциплинарный институт детства, в котором обсуждаются такие вопросы, как медиаграмотность, особенности педагогического образования, формирований психологической устойчивости детей, этническая идентичность.

Большое внимание педагогике уделяет и Казанский федеральный университет. Подготовка компетентных учителей – одно из ведущих направлений университета. Сейчас в КФУ обучаются более 9000 будущих педагогов – 16% от общего числа студентов. Ректор КФУ, Ильшат Гафуров, рассказал об уникальной модели педагогического образования, которая работает в университете. Она включает в себя три подхода: традиционный метод, распределительную систему (готовят учителей по определенному предмету, на базе конкретного факультета) и интегрированная программа (профессиональная переквалификация).

Каждый год конференция собирает большое количество участников со всей страны и из-за рубежа. В этом году в ней приняли участие почти 2000 ученых и педагогов – представители 28 стран. Поделиться зарубежным опытом приехали в этом году эксперты из Швеции, Норвегии, Японии, Греции, США, Индонезии, ЮАР. Ранее Михаил Елькин, директор конференции ECCE, рассказал «Научной России», что у международной встречи сложилась своя традиция: каждый год выбирается страна-партнер конференции. В этом году ей стала ЮАР, которую представлял Сазасивэн Купер, Президент Международного союза психологических наук при ЮНЕСКО, Президент панафриканского союза психологов. В своем выступлении на открытии конференции он обратил особое внимание на то, что важно учитывать права детей: право на жизнь, на развитие, на участие (дети тоже могут принимать решения, важно учитывать их мнение) и право на защиту – в том числе от чрезмерного влияния средств массовой информации и коммуникации.

С новыми цифровыми медиа дети начинают знакомиться уже в первые месяцы жизни. Как учить ребенка «цифрового поколения», как цифровизация в детских садах влияет на развитие дошкольного образования – одни из ключевых вопросов, которые сегодня волнуют и родителей, и педагогов, и психологов. Их обсудили на круглом столе, который собрал большое количество слушателей.  Участник дискуссии Роджер Сальо, профессор Гётеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе, считает, что процесс «дигитализации» необратим и потому не стоит совсем запрещать ребенку пользоваться мобильными устройствами – например, если школьнику хочется посмотреть перевод слова в Google.Переводчик на уроке английского. Другой вопрос в том, насколько грамотно сами педагоги установят «границы», насколько они будут восприимчивы к новым технологиям. 

Конференция продлится до 20 мая и обещает плодотворную работу. Есть уже некоторые практические результаты: были подписаны соглашения о сотрудничестве Российского психологического общества с Индонезийским психологическим обществом и Панафриканским психологическим союзом.

На международной встрече можно не только обсудить важные для педагогов и психологов темы, но и познакомиться с современными учебными пособиями для  дошколят любого возраста. На выставке издательств и производителей детских развивающих игрушек в этом году можно было увидеть корпорацию «Российский учебник», издательства МГУ имени М.В. Ломоносова и МПАДО, «Русское слово», «Национальное образование», «Школа семи гномов», фабрику игрушек «Весна» и многие другие. 

ФОТО: Татьяна Матвеева