0 комментариев 1492

Образ жизни бактерий влияет на их устойчивость к антибиотикам

От того, как живут бактерии – в виде независимых клеток или в общей биопленке – зависит, как они развивают резистентность к антибиотикам, что может привести к более индивидуальным подходам к антимикробной терапиии.

От того, как живут бактерии, – в виде независимых клеток или в общей биопленке – зависит, как они развивают резистентность к антибиотикам, что может привести к более индивидуальным подходам к антимикробной терапиии, выяснили ученые из Питтсбургского университета (США). Новость об открытии появилась на портале EurekAlert!. Статья с результатами работы опубликована в журнале eLife.

В своем исследовании ученые подвергли бактерии Acinetobacter baumannii действию антибиотика ципрофлоксацин. В одном случае бактерии жили в сообществе – биопленке (именно такой образ жизни ведут большинство микроорганизмов в естественной среде), в другом – буквально находились в свободном плавании. При воздействии антибиотика обе группы «испытуемых» стали резистентными к антибиотику, но каждая – по-разному. Когда биопленка выработала устойчивость к ципрофлоксацину, она стала беззащитной перед другим классом антибиотиков – цефалоспоринами. У свободно плавающих бактерий эта брешь не появилась в их броне, хотя они стали в 128 раз устойчивее к ципрофлоксацину, чем бактерии, выращенные на биопленке.

«Когда бактерии развивают устойчивость к одному препарату, они могут стать уязвимыми для другого класса антибиотиков, которые могут эффективно убивать бактерии», – отметил ведущий автор работы Альфонсо Сантос-Лопес (Alfonso Santos-Lopez).

По словам исследователей, результаты подчеркивают важность изучения бактерий в естественных условиях на биопленках. Считается, что биопленки являются основным способом роста бактерий, живущих в организме. Большинство инфекций вызвано именно сообществами погруженных в слизь болезнетворных микроорганизмов, которые прикрепились к поверхностям органов живых организмов (например, к стенкам кишечника или на зубах).

[Фото: Vaughn Cooper, Ph.D.]