Группа ученых под руководством Майкла Мутукришны (Michael Muthukrishna), специалиста по экономической психологии из Лондонской Школы экономики исследовала корреляцию между размерами мозга и социальностью у китообразных — отряда морских млекопитающих, в который входят киты, дельфины и морские свиньи. Оказалось, что на размер мозга лучше всего указывает показатель, основанный на различных видах общественного поведения — взаимодействии с другими видами, стайной охотой и сложной вокализацией. Более крупные мозги связаны также с такими факторами, как богатство диеты и ареал распространения. Результаты работы изложены в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Исследователи собрали обширную совокупность данных о размерах мозга и тела 90 видов китообразных, размерах их групп и социальных характеристиках. Исследование было основано на наблюдении, сделанном еще около трех десятков лет назад — было обнаружено, что приматы с более крупными мозгами обычно живут более крупными стаями. Давно известно, что разным группам косаток свойственны собственные диалекты, кашалоты присматривают за детенышами друг друга, а афалины сотрудничают с представителями других видов.

Позднее предположение о взаимосвязи общественной жизни с увеличением размеров мозга, или энцефализацией, было расширена для связывания размеров мозга с другими видами общественного поведения, в частности с улаживанием конфликтов и распределением пищи.

По мнению авторов, полученные ими результаты согласуются с теориями, согласно которым большие мозги у китообразных сформировались в ходе адаптации к трудностям существования в общественной среде, богатой информацией. Впрочем, «после — не значит вследствие», как напомнил биолог-эволюционист Роберт Бартон (Robert Barton) из Дарэмского университета, который предложил особое внимание уделить исследованиям различных участков мозга, поскольку они могли эволюционировать по-разному. В пример он привел свои результаты — его коллеги установили, что у ночных приматов мозги формируют более крупные обонятельные структуры, чем у видов, ведущих дневной образ жизни.