Луна почти полностью покрыта пылью, которая, в отличие от земной, не сглаживается ветром и погодой, а имеет острые края и электростатический заряд. Данные частицы изучают еще со времен «Аполлона» 1960-х годов.

Международная исследовательская группа под руководством доктора Оттавиано Рюша из Университета Мюнстера впервые обнаружила на лунной поверхности аномальные камни метрового размера, которые покрыты пылью и, предположительно, обладают уникальными свойствами – например, магнитными аномалиями.

Лишь очень немногие валуны на Луне имеют слой пыли с особыми отражающими свойствами. Например, обнаруженная пыль отражает солнечный свет иначе, чем на ранее известных камнях. Новое открытие помогает ученым понять процессы, которые формируют и изменяют лунную кору. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research – Planets.

Известно, что на поверхности Луны существуют магнитные аномалии, в частности, в области под названием Рейнер Гамма. Вопрос о том, могут ли горные породы быть магнитными, никогда не исследовался. «Современные знания о магнитных свойствах Луны очень ограничены, поэтому новые породы прольют свет на историю Луны и ее магнитного ядра», – говорит Оттавиано Рюш (Ottaviano Rüsch) из Института планетологии, рассказывая об открытии.

«Впервые мы изучили взаимодействие пыли с горными породами в области Райнер Гамма – точнее, вариации отражающих свойств этих пород. Мы можем сделать вывод о том, в какой степени и направлении солнечный свет отражается от этих крупных камней». Снимки были сделаны космическим аппаратом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter, который вращается вокруг Луны.

Изначально исследовательская группа была заинтересована в камнях с трещинами. Сначала был использован искусственный интеллект для их поиска на миллионах изображений. Поисковый алгоритм выявил около 130 000 интересных камней, половина из которых была тщательно изучена учеными. «Мы распознали валун с характерными темными участками только на одном снимке. Этот камень сильно отличался от всех остальных, поскольку он рассеивает меньше света обратно к солнцу, чем другие камни. Мы подозреваем, что это связано с особой структурой пыли, такой как ее плотность и размер частиц», – объясняет Оттавиано Рюш.

Обычно пыль очень пористая и отражает много света в направлении освещения. Однако, когда она уплотняется, общая яркость увеличивается. В случае с наблюдаемыми покрытыми пылью камнями дело обстоит иначе.

Это потрясающее открытие, однако ученые все еще находятся на ранних стадиях понимания находки и ее взаимодействия с горными породами. В ближайшие недели и месяцы ученые хотят продолжить изучение процессов, которые приводят к взаимодействию пыли с горными породами и формированию особой структуры. К таким процессам относятся, например, подъем пыли за счет электростатического заряда или взаимодействие солнечного ветра с магнитными полями.

Помимо других многочисленных международных беспилотных космических миссий на Луну, НАСА в ближайшие годы отправит туда мобильного робота для поиска подобных валунов. Даже если это пока мечта будущего, лучшее понимание движения пыли может помочь, например, в планировании человеческих поселений на Луне. Ведь по опыту астронавтов «Аполлона» мы знаем, что пыль создает множество проблем, таких как загрязнение мест обитания (например, космических станций) и технического оборудования.

[Фото: NASA LRO/NAC]