Астрофизики из США обнаружили сверххолодную карликовую двойную систему с очень короткой орбитой. Ее возраст оценивается в миллиарды лет, сообщает Северо-Западный университет. Открытие описано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Недавно обнаруженная система, названная LP 413-53AB, состоит из пары очень холодных карликов — класса маломассивных звезд, которые настолько холодны, что излучают свой свет в основном в инфракрасном диапазоне, что делает их совершенно невидимыми для человеческого глаза. Тем не менее, они являются одним из самых распространенных типов звезд во Вселенной.

Ранее астрономы обнаружили только три похожие двойные системы с коротким периодом обращения, и все они относительно молоды — им до 40 миллионов лет. Возраст LP 413-53AB оценивается в миллиарды лет — примерно столько же, сколько и нашему Солнцу, — но у этой системы орбитальный период как минимум в три раза короче, чем у всех обнаруженных двойных карликов. Расстояние между двумя звездами в LP 413-53AB составляет около 1% расстояния между Землей и Солнцем. Звезды делают один оборот вокруг друг друга всего за 17 часов.

Команда предполагает, что карлики либо сместились навстречу друг другу по мере своего развития, либо они могли собраться вместе после выброса третьего члена системы — теперь уже потерянной звезды. Для проверки этих идей необходимы дополнительные наблюдения.

Изучая похожие звездные системы, исследователи могут больше узнать о потенциально обитаемых планетах за пределами Земли. Сверххолодные карлики намного тусклее, чем Солнце, поэтому любые планеты с жидкой водой на поверхности — важнейшим компонентом для формирования и поддержания жизни — должны располагаться намного ближе к звезде. Однако для LP 413-53AB расстояние обитаемой зоны совпадает с орбитой звезды, поэтому в этой системе точно нет обитаемых планет.

[Иллюстрация: ADAM BURGASSER/UC SAN DIEGO]