Спустя десятилетия после того, как этот вид ракообразных с уникальной чёрно-белой окраской, напоминающей панду, был впервые обнаружен в Японии, подтверждено, что он является новым для науки, сообщается на сайте Университета Хиросимы. Мелитиды-амфиподы – креветкоподобные ракообразные, встречающиеся по всему миру. Впервые классифицированная Melita panda, названная в честь харизматичного млекопитающего, была обнаружена в 1990-х годах. Подробности находки и морфологический анализ были опубликованы в журнале ZooKeys.

Открытие Melita panda подчеркивает важность изучения таксономии видов, то есть именования и классификации организмов, для усилий по сохранению природы. Невозможно узнать, грозит ли исчезновение тому или иному виду, если он даже не был идентифицирован.

«Несмотря на то, что сохранение биоразнообразия является глобальной проблемой, видовое разнообразие все еще не до конца изучено. В качестве первого шага к сохранению видов мы провели таксономическое исследование амфипод Crustacea, которые отличаются высоким видовым разнообразием по всей Японии», – говорит Ко Томикава, профессор Высшей школы гуманитарных и социальных наук Университета Хиросимы, Япония.

До открытия Melita panda было известно 63 вида амфипод Melita, причем 16 из них были обнаружены в Японии. Melita panda была найдена в приливно-отливных водах в префектуре Вакаяма, Япония. Вероятно, в прибрежных водах Японии обитает еще больше неопознанных и неописанных видов амфипод Melita.

«Изучение ракообразных амфипод в прибрежной зоне Японии находится на низком уровне. Для того чтобы точно оценить видовое разнообразие, необходимы таксономические исследования. Мы надеемся, что открытие нового вида амфипод со знакомой окраской панды повысит интерес общественности к биоразнообразию и таксономии», – говорит Томикава.

Чтобы определить вид Melita panda, исследователи провели как морфологическое исследование, так и молекулярную филогению с использованием геномной ДНК. Морфологическое описание Melita panda позволило выявить уникальные особенности, включая окраску, и другие физические характеристики, а молекулярная филогения использовалась для определения того, насколько тесно связана Melita panda с другими амфиподами Melita. Эта информация используется для создания филогенетического дерева или эволюционного древа известных амфипод Melita. Филогенетические деревья – это диаграммы, которые показывают эволюционные отношения между видами.

Молекулярная филогения показала, что Melita panda тесно связана с двумя другими амфиподами – Melita nagatai и Melita koreana. Окраска, напоминающая панду, отличает Melita panda от двух других амфипод, наряду с другими физическими различиями. Ее гнатоподы – клешни, отходящие от второго грудного сегмента, – более выдвинуты вперед, чем у других амфипод Melita, и закрывают еще один из придатков. От других амфипод Melita отличают и волоски – структуры, похожие на щетинки. Вместе Melita nagatai, Melita koreana и недавно обнаруженная Melita panda образуют монофилетическую группу. Это означает, что у них есть общий эволюционный предок. В данном случае это Melita hoshinoi.

«Надеюсь, детальное изучение экологии и поведения Melita panda позволит выяснить причину ее облика», – говорит Томикава. «Ожидается, что дальнейшие таксономические исследования амфипод приведут к открытию новых видов. Продолжение таксономического анализа должно прояснить биоразнообразие в прибрежной среде Японского архипелага и предоставить важные данные для сохранения видов».

[Фото: Ko Tomikawa/Hiroshima University]