Группа исследователей из Кельнского университета обнаружила в амебах ранее не описанные бактерии, которые связаны с родом легионелл и даже могут вызывать болезни. Исследователи назвали один из видов недавно обнаруженных бактерий «покемонами», потому что они живут в сферических амебах – как персонажи из видеоигры, которых ловят в шары, покеболы. Подробно новый вид описан в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology. Новость появилась на сайте журнала.

Бактерии отряда Legionellales давно представляют научный интерес, поскольку известно, что некоторые из этих бактерий вызывают заболевания легких у людей и животных: например, «болезнь легионеров», которая вызывается видом Legionella pneumophila и иногда может быть смертельной. Бактерии Legionellales живут и размножаются как внутриклеточные паразиты в клетках организмов-хозяев. В частности, хозяева легионелл – амебы. Термин «амеба» используется для описания множества микроорганизмов, которые не являются тесно связанными друг с другом, но имеют различную форму и ползают с помощью псевдопод. «Мы хотели проверить амеб на наличие легионелл и выбрали группу амеб для нашего исследования, которая не имела близкого родства с ранее изученными хозяевами. Выбор пал на группу амеб Thecofilosea, которую исследователи часто упускают из виду», – объясняют авторы работы.

И действительно, оказалось, что сферические Thecofilosea служат организмами-хозяевами для легионелл. У амеб Thecofilosea из образцов окружающей среды ученые смогли обнаружить различные виды легионелл, включая два ранее не описанных рода и один неописанный вид из рода Legionella. «Результаты показывают, что круг известных организмов-хозяев этих бактерий значительно шире, чем считалось ранее. Кроме того, эти результаты предполагают, что гораздо больше амеб могут служить хозяевами для легионелл – и, следовательно, потенциально – переносчиками болезней. Сейчас ученые секвенируют полный геном этих бактерий, чтобы выяснить это.

В будущем эти новые результаты должны помочь лучше понять, как бактерии Legionellales связаны друг с другом, и прояснить их взаимодействие с хозяевами, а также пути заражения, чтобы предотвратить вспышки заболеваний у людей.

Исследователи назвали один из обнаруженных ими родов бактерий «покемоны» (Pokemonas). Название рода «покемоны» – это игра слов, основанная на франшизе видеоигр «Покемоны», которая в этом году отмечает свое 25-летие и с которой должно быть знакомо большинство школьников, студентов и их родителей. Название намекает на внутриклеточный образ жизни бактерий шарообразной амебы Thecofilosea, потому что в играх серии Pokémon маленьких существ ловят в шары, как и Pokemonas в Thecofilosea.

[Фото: MARCEL DOMINIK SOLBACH]