Специалисты Центра НТИ «Цифровое материаловедение» МГТУ им. Н.Э. Баумана создали устройство для имитации воздействия на лакокрасочные покрытия автомобилей и самолетов дождя, града, песка и пыли. Новый подход позволяет сделать прогнозы устойчивости к износу покрытий более точными.

Сегодня для оценки износостойкости лакокрасочных покрытий используются теоретические расчеты и квазистатические методы, которые отражают воздействие набегающего потока на образец или деталь. Авторы создали установку, которая создает условия использования образца, близкие к реальным. Он помещается на вращающийся диск-мишень, на который направляется струя жидкости. Само воздействие длится порядка двух-трех секунд, а подготовка к эксперименту и последующая обработка данных, не считая времени на нанесение на образец покрытия, занимают примерно 20 минут.

Существующие методы оценки износостойкости отличаются гораздо более долгой подготовкой или меньшей точностью прогноза.

Авторы испытали образцы нескольких десятков марок лакокрасочных покрытий отечественных и зарубежных производителей, а также перспективные полимерные защитные покрытия, разработанные центром.

«Подвижность диска-мишени, на который направлена струя жидкости, позволяет равномерно воздействовать на покрытие, причем по мере приближения к центру диска воздействие возрастает, что позволяет имитировать несколько уровней его интенсивности. Струя жидкости может состоять не только из воды, но и представлять собой суспензию, содержащую те или иные компоненты, в частности абразивные», - пояснил ведущий научный сотрудник Центра НТИ МГТУ им. Н.Э. Баумана Андрей Галиновский.

Предложенный метод оценки подходит не только для малопрочных покрытий, но и для диагностики покрытий с высокой износостойкостью. При этом сокращение времени на проверку позволит ускорить создание новых покрытий и уточнить сроки их эксплуатации и периодичность реновации.

 

Источник информации и фото: Центр НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана