0 комментариев 2388

Новая технология заставляет опухоль самоуничтожиться

Ученые из Цюрихского университета модифицировали обычный респираторный вирус, называемый аденовирусом, чтобы он действовал как троянский конь, доставляя гены для лечения рака непосредственно в опухолевые клетки. В отличие от химиотерапии или лучевой терапии, этот подход не вредит здоровым клеткам. Оказавшись внутри опухолевых клеток, доставленные гены служат основой для терапевтических антител, цитокинов и других сигнальных веществ, которые вырабатываются самими раковыми клетками и действуют для устранения опухолей изнутри, передает портал EurekAlert! со ссылкой на Цюрихский университет. Подробно технология описана в журнале PNAS.

Таким образом ученые обманом заставляют опухоль самоуничтожаться за счет выработки противораковых агентов ее собственными клетками. При этом терапевтические агенты – антитела или сигнальные вещества – в основном остаются в том месте, где они необходимы, вместо того, чтобы распространяться по кровотоку, где они могут повредить здоровые органы и ткани, отмечают авторы работы.

Исследователи назвали свою технологию SHREAD: сокращенно от SHielded, REtargetted ADenovirus. С помощью системы SHREAD ученые заставили опухоль вырабатывать в молочной железе мышей антитела, которые составляют основу противоопухолевого препарата трастузумаба. Они обнаружили, что через несколько дней SHREAD продуцировал больше антител в опухоли, чем при прямом введении препарата. Более того, концентрация SHREAD в кровотоке и других тканях, где могли возникнуть побочные эффекты, была значительно ниже. Ученые использовали очень сложный метод трехмерной визуализации с высоким разрешением (ткани стали полностью прозрачными), чтобы показать, как терапевтическое антитело, вырабатываемое в организме, создает поры в кровеносных сосудах опухоли и, таким образом, разрушает опухолевые клетки изнутри.

Авторы работы также подчеркивают, что SHREAD применим не только для борьбы с раком молочной железы, но и, например, для лечения коронавирусной инфекции. Так, в настоящее время разработчики применяют свою технологию в проекте, направленном на лечение от COVID-19. Аденовирусные векторы уже используются в нескольких вакцинах против COVID, включая Johnson & Johnson, AstraZeneca, китайскую CanSino Biologics и российскую вакцину Sputnik V, но без инновационной технологии SHREAD. «Доставляя лечение SHREAD пациентам с помощью вдыхаемого аэрозоля, наш подход может позволить целенаправленное производство препаратов для лечения Covid антителами в клетках легких, где они больше всего необходимы, – объясняют ученые. – Это снизит затраты, повысит доступность терапии Covid, а также улучшит доставку вакцины с помощью ингаляций».

[Иллсютрация: PLÜCKTHUN LAB]