Новое исследование Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) показывает, что нейроны в зрительной коре – части мозга, которая обрабатывает зрительные стимулы – со временем меняют свои реакции на один и тот же стимул, передает портал EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

«Мы знаем, что мозг – это гибкая структура, потому что мы ожидаем, что нейронная активность в мозге изменится в течение нескольких дней, когда мы учимся или когда мы набираемся опыта – даже во взрослом возрасте, – отметил профессор Цзю Ся, руководитель исследования. – Что несколько неожиданно, так это то, что даже когда нет обучения или изменений опыта, нейронная активность в разных областях мозга по-прежнему меняется в разные дни».

В данной работе ученые показали мышам один короткий видеоролик на повторе – отрывок из вступительной части классического черно-белого фильма Орсона Уэллса. Пока мышь смотрела фильм, исследователи одновременно регистрировали активность нескольких сотен нейронов в первичной зрительной коре головного мозга.

Ученые повторяли сеансы просмотра в течение семи недель, записывая активность одних и тех же нейронов у тех же мышей, когда грызуны смотрели цикл того же 30-секундного видеоклипа.

Затем физики проанализировали данные, полученные от мышей, смотревших кино, используя новые вычислительные подходы для анализа изменений активности нейронной популяции с течением времени. Исследователи обнаружили, что реакция отдельных нейронов на фильм нестабильна в течение нескольких недель. Другими словами, отдельные нейроны реагировали неодинаково на визуальные стимулы – на то, что происходило на экране в один и тот же момент фильма – в разные недели.

За последние 10 лет нейробиологи все чаще документировали аналогичные примеры этого «репрезентативного дрейфа» нейронной активности в различных областях мозга – первые исследования сообщали о дрейфе активности нейронов в гиппокампе и задней теменной коре. Однако открытие того, что нейроны могут так же «переключать внимание» в зрительной коре, стало неожиданностью.