9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 85 лет! В честь дня рождения первого космонавта портал "Научная Россия" совместно с Институтом космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) предлагает вашему вниманию воспоминания о первом полете тех, кто осваивает космос, изучает нашу Вселенную и продолжает дело первопроходцев.

Юрий Гагарин побывал там, где никогда еще не бывал ни один человек на Земле. Он испытал состояние невесомости - совершенно чуждое человеку. В этом состоянии космонавт находился около полутора часов. Он не только "существовал", но и работал - спокойно отвечал своим соотечественникам, следящим за его полетом, передавал сообщения, думал, анализировал.

Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник ИКИ РАН Вайсберг Олег Леонидович: "Юрий Гагарин - необыкновенное человеческое явление"

Сегодня сложно представить на месте Юрия Гагарина другого космонавта. Он стал олицетворением космической победы для всего человечества, чей взор всегда был устремлен в небо. Полет Юрий Гагарина показал всему миру новые возможности человека, способного отправиться к холодному космосу.

В 60-е годы руководители ведомств, занимающихся космическими разработками, понимали, что первый космонавт должен стать лицом страны, в том числе и на международной арене. Государственная комиссия выбрала старшего лейтенанта Гагарина пилотом для первого полета в космос. Первый покоритель космического пространства должен был обладать специальными качествами, физиологическими показателями и особыми знаниями техники. Все эти факторы были у Юрия Гагарина. Но многие люди запомнили его как человека улыбающегося всему миру, доброго, светлого и веселого. Возможно, эти качества даже важнее для первого человека в космосе...

Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Эйсмонт Натан Андреевич: "С Гагариным нам очень повезло"

Перед историческим стартом корабля "Восток" Юрий Гагарин сказал: "Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной... Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты". А за два дня до полета Гагарин написал письмо жене Валентине и дочерям, в котором есть такие строки: "Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца".

12 апреля 1961 года космический корабль "Восток" стартовал и впервые отправил землянина в космос. Весь мир ликовал и праздновал победу человека над космическим пространством. Беспримерный полет стал возможным благодаря слаженной работе ученых и инженеров. Но, конечно, первый космонавт должен был обладать огромным мужеством, чтобы выполнить столь ответственный полет. После успешного запуска космического корабля и возвращения космонавта на Землю наука и техника, а также космические полеты стали всё быстрее развиваться в мировых масштабах.

Доктор физико-математических наук, заведующих лабораторией ИКИ РАН Ксанфомалити Леонид Васильевич: "Большой интерес к науке был определяющим"

Юрий Гагарин стал символом безграничности человеческих возможностей. Он по сей день остается кумиром многих. Его вспоминают как светлого человека, доброго и отзывчивого, трудолюбивого и простого. Советский космонавт Андриян Николаев писал: "Мне посчастливилось жить и работать, как говорят, бок о бок с Юрой с 1960 по 1968 год… Вместе проходили сложную программу подготовки к полетам в космос. И сейчас хорошо помню то напряженное время. Гагарин всегда был бодр, общителен, отзывчив. Он обладал бесценным даром создавать атмосферу теплоты и душевности всюду, где появлялся, – на работе, во время отдыха, на наших «мальчишниках». Любил шутку".

Говоря о Юрии Гагарине не следует забывать Сергея Павловича Королева, который любил Юрия Гагарина как сына. Сергей Павлович говорил: "Юра – олицетворение вечной молодости нашего народа. В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие".

Доктор физико-математических наук Манагадзе Георгий Георгиевич

Юрий Гагарин был настоящим русским парнем – честным, добросовестным, дорожащим своим добрым именем. Главными чертами в его характере, как отмечали современники, были жизнерадостность и жизнелюбие. Начальник первого отряда космонавтов, врач Евгений Карпов вспоминал:  "Дело в том, что для первого полета нужен был человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистощимый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям.Таким он был до полета. Таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца".

С юбилеем, Юрий Гагарин!